Прямой эфир

Проблемы с психикой у петербуржцев: мифы, статистика, помощь и вопрос стигматизации

Елена Кобзева
14 октября 2019, 16:40
Стереотип о том, что Петербург – лидер страны по распространённости депрессии, полностью опроверг в интервью 78.ru главный психиатр города Александр Софронов. Почему это не так, как избежать неврозов и чем опасна стигматизация психических болезней?
Фото: pexels.com

Разрушаем легенду о «первом месте по душевным болезням»

Имидж «самого грустного города» у Петербурга уже давно как будто и не обсуждается. Дождливая погода и серое небо словно сами красноречиво подтверждают: да, это город депрессии и «город потомков Раскольникова». Поэтому и появившиеся в начале августа в СМИ «результаты исследования Минздрава», согласно которым наш город якобы лидирует по количеству психических расстройств, не особо удивили петербуржцев.

Между тем, главный психиатр Петербурга и главврач психиатрической больницы № 3 имени И. И. Скворцова-Степанова Александр Софронов в беседе с автором материала подчеркнул:

– Мы не впереди всей страны по депрессиям.

Как же объяснить августовские цифры, согласно которым в Петербурге за 2018 год зафиксировано больше всего людей с впервые выявленными психическими расстройствами? В нашем городе эта цифра чуть более 4 700. По словам психиатра, это объясняется, в первую очередь, доступностью нашей медицины и её высоким уровнем развития.



Проще говоря, в Петербурге больному с той же депрессией намного проще добраться до специалиста и получить помощь, а значит, и попасть в статистику, чем где-нибудь на Дальнем Востоке. Выявить же реальную распространённость психических заболеваний среди населения намного сложнее.

– Для того, чтобы определить, кто находится на первом месте, а кто на последнем, надо провести сложнейшие, дорогостоящие, научно выверенные эпидемиологические исследования. При таких исследованиях распространённость психических патологий выявляется не путём анализа обращаемости, а путём исследования её реального распространения в популяции людей, – объяснил Александр Софронов. – Таких исследований в последние десятилетия не проводились.

Летние цифры говорят об одном: Петербург находится на первом месте по уровню доступности психиатрической помощи.

– Я ничего не хочу сказать плохого про Магаданскую область, про Ненецкий округ, про Чукотку, но вы сами можете представить, что дойти до психиатра или психотерапевта в Санкт-Петербурге гораздо проще, чем сделать это на Чукотке или где-нибудь в Магаданской области – по совершенно очевидным причинам, – пояснил главный психиатр города. – Хотя и там наши коллеги работают. И местами очень успешно.
Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Депрессия: всех не посчитать

Какие проблемы психики на самом деле лидируют в нашем городе? Жизнь в мегаполисе диктует свои правила, лишая петербуржцев покоя. Чаще всего, отметил Александр Софронов, в городе встречаются разные виды тревожных расстройств. При этом, обсессивно-компульсивное расстройство, о котором многие знают благодаря массовой культуре, распространено не так сильно.

– Чаще мы имеем дело с умеренно выраженным паническим расстройством. У абсолютного большинства тех, кто является его носителями, оно не проявляется какими-то инвалидизирующими нарушениями, когда человек боится и не может выйти из дома, когда он теряется и не может ходить по улицам… Такое, слава богу, встречается довольно редко, – рассказал эксперт.

То же справедливо и в отношении распространённости эмоциональных расстройств – например, той же депрессии.

– Понятно, что депрессия – это болезнь XXI века. Но такой же проблемой она была и в XX веке, и, уж поверьте, наверное, в XIX. Большая часть лиц, у которых по формальным канонам диагностики может быть распознана депрессия, не страдают ей в тяжёлой форме, – подчеркнул Александр Софронов.
Фото: pxhere.com
Фото: pxhere.com

Сказать о том, сколько конкретно людей страдает в Петербурге разными формами депрессии, также сложно.

– Далеко не все пациенты, страдающие депрессией, доходят до государственной психиатрической службы. Многие из них получают помощь в частных медицинских организациях. Это связано с тем, что они боятся пресловутой стигматизации, представляют, что могут быть нарушены их права путём каких-то ограничений из-за наличия справки. И поэтому реальной статистики по распространённости той или иной формы депрессии, особенно лёгких и средних, нет. Если говорить о депрессиях тяжёлых, то из года в год их количество практически не меняется.

Стигматизация как следствие неграмотности

Стигматизация психических расстройств, пренебрежительное к ним отношение и тотальное невежество в этой области – по-настоящему большая проблема нашего общества. На пресс-конференции, посвящённой Всемирному дню психического здоровья (он отмечается 10 октября), Александр Софронов отметил:

– У народа огромный дефицит грамотности, дефицит знаний о психических заболеваниях. Многие используют психиатрические термины на бытовом уровне, с целью унизить кого-то, обесценивая и стигматизируя эти болезни.
Александр Софронов/ Фото: 78.ru
Александр Софронов/ Фото: 78.ru

Слухи о том, что кто-то обратился к психотерапевту – или, не дай бог, психиатру – передаются шёпотом, со смешками и сразу ставят на человеке «клеймо». Как отметили специалисты, подобное отношение – признак тотальной неграмотности людей.

Из-за страха быть «помеченным» этим клеймом многие игнорируют собственные проблемы и недомогания, доводя проблему до крайности – лишь бы «кто чего не сказал». Кроме того, практически все боятся пресловутой «постановки на учёт», которая якобы последует сразу после обращения к врачу и полностью сломает человеку жизнь.

– Такого понятия, как «учёт – неучёт», вообще не существует, – рассказал Владимир Дутов, главный врач Санкт-Петербургского психоневрологического диспансера № 1. – Психиатр, как и любой другой врач, просто заводит карточку, историю болезни. Мы не обязаны и даже не имеем права сообщать об этом никому! Есть закон о психиатрической помощи, и скорее психиатр окажется на скамье подсудимых, если кому-то что-то расскажет (о болезни пациента).

При этом, помощь психотерапевта нужна подавляющему большинству жителей современного мегаполиса, уверены специалисты.

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com
– Психотерапевтическая помощь становится востребована, когда речь идёт о нормальной, качественной жизни, – отметил Алексей Демьяненко, заведующий Городским психотерапевтическим центром. – Неврозы – это всегда то, что происходит в связи с какими-то событиями в жизни человека. И я считаю, что в этом плане мы все 100% в риске – просто потому что мы живём. А как у нас люди это воспринимают – если человек пошёл к психотерапевту, значит, с ним «что-то не то».

Из-за этого, рассказал Владимир Дутов, люди нередко предпочитают психиатрам и другим специалистам по душевному здоровью разнообразных ясновидящих и гадалок. А те, кто помоложе, с удовольствием обращаются к разного рода «лайфкоучам», у которых нет ни медицинского образования, ни знаний, ни квалификации. Такие «эксперты» могут причинить серьёзный вред даже здоровому человеку, не говоря уже о людях, у которых действительно есть проблемы с психикой или эмоциональным состоянием.

Помощь рядом

В Петербурге с различными проблемами психического здоровья у специалистов наблюдается около 65 тысяч человек, рассказал Александр Софронов. Между тем, профессиональная психиатрическая и психотерапевтическая помощь в городе становится всё более доступной. Как рассказал Владимир Дутов, сейчас в районных поликлиниках все жители имеют возможность получить помощь квалифицированного психотерапевта из ПНД.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru
– Когда пациенты видят возможность получить психотерапию в поликлинике, они с удовольствием этим пользуются, – отметил Дутов. – Есть психотерапевты и приписанные к поликлинике, но они, я считаю, не функциональны, их не контролируют (руководство из ПНД – прим. ред.). А большая часть обращений в поликлиниках приходится на долю медицинского психолога: люди приходят просто поделиться проблемами в семье, дома, в сексуальной сфере. Одним словом, приходят с тем, чем раньше делились со знахарями. А людей, нуждающихся в помощи психотерапевта, у нас 85% популяции. В помощи психиатра нуждается лишь 4%.

Доля «тяжёлых» душевнобольных не превышает 1%, отметил Владимир Дутов. А вот «душевная поддержка» периодически нужна всем. Для этого существует, к примеру, телефон доверия ПНД № 1. По номеру (812) 246-27-80 любой желающий может получить поддержку специалиста.

– Мы работаем и с современными приложениями, которые позволяют людям общаться дистанционно: со «Скайпом», «Ватсаппом» и «Вайбером», – рассказал главный врач ПНД № 1. – Работаем в школах, институтах, выявляем целые группы людей, экстренно нуждающихся в психиатрической помощи – это и самоубийства, и различные девиации, и проблемы с пищевым поведением.

С чем обращаются дети?

Для детей и подростков в Петербурге также есть отдельный телефон доверия, специальный кризисный центр и консультативный центр. Всего в нашем городе наблюдается с различными проблемами психики 26 тысяч детей от 0 до 18 лет. Как рассказал Александр Софронов, примерно половина из них страдает тяжёлыми формами заболеваний, и половина – лёгкими.

Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

С какими проблемами звонят дети на телефон доверия?

– Проблемы бывают самые разные, – рассказал Александр Софронов. – На одном полюсе стоит двойка, ребёнок боится, что его побьют дома за это, и тогда психолог может предложить прийти на консультацию всей семьей. Другая частая проблема – несчастная любовь. Мы во все времена уважали несчастную любовь, часто подростки рисуют мрачные перспективы, обнаруживают суицидальное поведение… Но если ребёнок позвонил (на телефон доверия – прим. ред.) – это хороший знак.

Эксперт подчеркнул, что консультации у «душевных специалистов» ни к чему не обязывают. А «упечь в психушку» человека помимо его воли и вовсе невозможно без решения суда.

– Только суд определяет, дееспособен человек или нет, а перед этим всегда проходит экспертиза, – рассказал главный психиатр города. – Мы стоим на позиции охраны прав населения. Почти все пациенты получают психиатрическую помощь в добровольном формате.

Как спасти себя и близких?

Как удержать своё психическое здоровье на нормальном уровне? Как противостоять стрессу, который наступает со всех сторон?

Фото: pexels.com
Фото: pexels.com
– Унифицированных способов справиться со стрессом одновременно много, и нет какого-то одного, чтобы был годным на все случи жизни, – рассказал Александр Софронов. – Есть методики, которые выполняются врачом – психотерапевтом или психиатром, есть методики, которые исполняет психолог, но есть нечто, что человек должен знать, уметь и сам себе представлять.

По словам специалиста, у каждого человека есть свой, персональный механизм выхода из стрессового состояния. Но избежать невроза значительно проще, когда ты помнишь о главном:

– Надо быть внимательными друг к другу, надо друг друга уважать и, по возможности, любить. Тогда понизится градус агрессивности в нашем обществе.
Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

По словам эксперта, внимание друг к другу поможет не только укрепить отношения в семье, но и скорректировать все социальные отношения – вплоть до ситуации на дорогах. Есть и другие плюсы бережливого отношения к окружающим:

– Если мы будем внимательны к нашим близким, то заметим признаки когнитивных нарушений на ранних этапах, – рассказал Александр Софронов. – Если это шизофрения – своевременно обратимся за медпомощью. Так мы можем предупредить тяжёлые последствия. Если просто будем добрее друг к другу, то не придётся обращаться и к психотерапевту!