О теневых схемах организации китайского туристического бизнеса в Петербурге уже хорошо наслышаны многие горожане, а кому-то даже на личном опыте пришлось столкнуться с невозможностью попасть в любимые парки и музеи, например, в Екатерининский парк и Янтарную комнату, из-за наплыва туда гостей из Поднебесной. Обстановка уже успела накалиться до такой степени, что в дело пришлось вмешиваться чиновникам Министерства культуры. Там предложили ввести для входа в ГМЗ «Царское Село» отдельные дни для иностранцев. Эксперты в эфире программы «Открытая студия» телеканала 78 обсудили, насколько такая мера способна решить проблему и стоит ли отечественным музеям идти по европейскому пути, где уже давно существует бронирование визитов посетителей в Интернете и за длительный срок до прихода.
Как рассказала директор Государственного музея-заповедника «Царское Село» Ольга Таратынова, в настоящее время в ГМЗ существует два потока посетителей. Первый — это организованные туристы, здесь договоры заключаются заранее с туроператорами, имеющими все необходимые лицензии. Таких посетителей около 60%. Оставшиеся 40% — это так называемые индивидуальные туристы, которые и стоят в очередях. Между тем, с введением режима электронных виз в Петербурге, очевидно, что количество иностранных гостей в городе на Неве существенно вырастет. Так что в перспективе проблема может очень сильно затронуть не только ГМЗ, но и другие городские музеи.
Генеральный директор туристической компании, кандидат исторических наук, заместитель директора лаборатории изучения китайского туризма Константин Яхонтов уверен: «Царское Село» — это квинтэссенция того, что вообще творится с китайским туризмом в Петербурге и России в целом. Эксперты предсказывали такой коллапс ещё больше пяти лет назад.
— В отношении «Царского Села», мне кажется, надо выделить три вещи. Во-первых, во всём мире существует проблема over туризма, или «сверхтуризма». Такое есть в Венеции, Риме, Барселоне и т. д. Сверх — это больше, чем нужно данному городу, данному месту. Для решения этой проблемы разработаны рекомендации Европейской ассоциации отельеров и рестораторов. Её не надо смешивать с другой —конкретно китайской. Китайских туристов так много в «Царском Селе» не потому, что так много туристов едут в Россию. И не потому что у жителей Поднебесной якобы так популярен янтарь. Их почти насильно тянут туда и зарабатывают на них деньги китайские участники теневого рынка. А третий аспект — это управленческие проблемы в ГМЗ, о которых тоже говорилось давно, ещё до наплыва китайцев. Это и претензии к продаже билетов, к ограничению договоров с различными организациями, — пояснил он.
Так, по данным эксперта, многие китайцы платят за возможность посетить ГМЗ около 7000 рублей при реальной стоимости входа для иностранцев 1100 рублей. Разница, выливающаяся за год в миллиарды, как раз и оседает у воротил теневого китайского бизнеса в самой Поднебесной.
По мнению Константина Яхонтова, реакция Министерства культуры и предложение ввести в ГМЗ отдельные дни для посещения объекта иностранцами стала ответом на многочисленные звонки россиян.
Как подчеркнула Ольга Таратынова, вопросы предоставление льгот какой-то национальности или возрастной группе — это вопрос политики.
— И не музей должен её формировать. Мы исполнители политики Министерства культуры. Если принято решение пускать бесплатно детей до 16 лет, то мы их пускаем. Если принято решение пускать бесплатно блокадников, мы тоже это выполняем. Но эти льготные категории посетителей должно определить государство в лице Министерства культуры. Если сегодня нужно пускать китайцев в приоритете или в какие-то дни, значит, мы тоже будем так делать, — заверила она.
В ответ на это Константин Яхонтов заявил, что ставить вопрос о приоритете для какой-то конкретной нации нельзя, это противоречит конституции РФ. Другое дело, что туристов можно разделять на отечественных и иностранных.
— И даже Министерство культуры выступило со специальным пояснением, что это была некорректная постановка вопроса, — напомнил он.
Президент ассоциации гидов-переводчиков китайского языка Виктория Баргачева также не согласилась с тем, что проблему надо решать, переходя на национальности.
— Надо разбираться с формой организации данного бизнеса. К большому сожалению, на сегодняшний момент все те тысячи китайских туристов, которые приезжают в «Царское Село» в шесть часов утра, занимают очереди, чтобы в 12.00 пройти через индивидуальный проход, являются в большинстве клиентами «теневиков». По факту, это группы, они должны приобретать билеты как группы. Но тогда появляется финансовая отчётность. А это не выгодно китайскому турбизнесу, который и дальше будет искать любые лазейки, лишь бы наживаться и не оставлять деньги в РФ, — констатировала она.
Как рассказала дозвонившаяся в студию телезрительница, они с дочкой как-то пытались выбраться в Царское Село и попасть в Янтарную комнату. В очереди пришлось простоять четыре часа.
— В итоге мы не выдержали, развернулись и ушли с плохим настроением. Потому что это очень обидно, когда ты петербуржец и не можешь попасть в городские музеи, — пожаловалась она и поддержала идею ввести отдельные дни для посещений для россиян и иностранцев.
Ольга Таратынова сочла, что корень зла лежит в современной психологии посетителя музея.
— Долгие годы мы имели открытый доступ во все музеи, и никаких проблем такого рода не было. Каждый мог прийти, купить билет и, в лучшем случае, в очереди стояли 10 человек. Сейчас наступают другие времена. Восток открыл «железный занавес» и начал проникать по всему миру. Нам надо думать не о том, как впустить всех желающих. Надо ставить вопрос так, как это делают сейчас в Европе, — отметила она.
Так, у любого заведения культуры есть такое понятие, как вместимость и посещаемость. Это количество человек, которые могут посетить объект в один момент и за какой-то отрезок времени.
Для ГМЗ это 800 посетителей с учетом 150 работников комплекса.
— Это не наш каприз или прихоть, это требования безопасности. И как второй пункт— это безопасность уже наших предметов. Например, моя коллега ездила в Испанию, хотела попасть в архитектурно-парковый комплекс «Альгамбру». Но билетов даже за две недели не оказалось в продаже. В итоге в комплекс она не попала, — пояснила Ольга Таратынова и добавила, что продажа билетов через Интернет с конкретной датой и временем визита посетителя могла бы стать хорошим выходом из ситуации.
По её словам, ничего оскорбительного в такой системе, используемой часто в Европе, нет.
—Ты приходишь в назначенное время и без всякой очереди проходишь во дворец. А если ты не забронировал билет, то просто не едешь в Пушкин и не теряешь время. Сейчас же люди тратят полтора часа на дорогу, встают в очередь и понимают, что в итоге не достояться, а потом ругают нас,— констатировала она.
В ответ на такое предложение горожанка в эфире пожаловалась на то, что данная система не подходит для семей с детьми и пожилых. Есть риск, что близкие заболеют, а деньги пропадут. Особенно такой недостаток очевиден осенью и зимой.
Как рассказала ещё одна телезрительница, они с мужем пенсионеры и сами живут в Царском Селе, часто принимая гостей.
— У наших знакомых c проходом в ГМЗ никаких проблем не возникло. Но вот мы, например, хотели посетить Музей Фаберже. Там льготных билетов не оказалось, сказали, что их вообще нет. Мы уехали, решив вернуться на выходных. А когда снова приехали, нам заявили, что музей работает только для иностранных туристов. Мы были в шоке. Разве так можно? — возмутилась женщина.
Как согласился Константин Яхонтов, со стороны это выглядит очень некрасиво, но российским законодательством, увы, не запрещается.
По мнению эксперта, решить проблему с очередями в ГМЗ без перехода на новую систему продажи билетов могла бы…нормальная работа полиции. Дело в том, что 90% китайских туристов, приезжающих в РФ, выдают так называемую групповую визу. Как подчеркнул Константин Яхонтов, попросить предъявить паспорт с наличием визы имеет право любой полицейский. Согласно КОАП, работники на ещё 110 должностях вправе требовать такие документы. Из них не сложно выяснить, путешествует ли турист в группе или в одиночку.
По словам Ольги Таратыновой, проверять паспорта и выдворять за пределы парка имеют право всё-таки сотрудники полиции, которых вызывают туда регулярно, а комментировать, как быстро приезжает полиция «не хотелось бы».
Виктория Баргачёва предложила ещё один выход: продавать билеты для индивидуальных посещений лично в руки посетителям, а не туроператору, который приобретает их сразу на толпу. Она добавила, что корень решения проблемы с очередями лежит не в форме организации входа или продаж билетах, а в работе государства с турфирмой, которая привозит гостей в страну.
— Да у государства нет права на дискриминацию других наций, но есть обязанность по защите отечественного бизнеса, — подчеркнула она.
Примечательно, что уже в эту осеннюю сессию Госдуме предстоит рассмотреть федеральную петербургскую инициативу, которая поставит крест в России на гидах-переводчиках без отечественного гражданства.