Прямой эфир

Без федералов. Есть ли еще надежда на метро в Кудрово, и что может заменить подземку?

Светлана Коваленко
24 сентября 2019, 17:46
Сроки открытия метро в Кудрово в 2025 году опять оказались под вопросом. Ждущие прихода подземки жители нового города Ленобласти, а многие в прошлом петербуржцы, даже предложили IKEA построить станцию за свой счет.
Фото: сообщество "Жизнь в Кудрово" в vk.com/ Виталий Карасёв

О том, что федеральный центр пока не готов финансировать запуск второй станции подземки Петербурга на территории Ленобласти, стало известно в середине сентября. Цена вопроса — 57 млрд рублей. Власти Северной столицы и 47-го региона надеются, что в Москве все-таки еще могут передумать. Эксперты в эфире программы «Открытая студия» телеканала 78 обсудили, что для этого надо сделать и рассказали об альтернативах подземке, а горожане поделились своим мнением, куда новое метро должно «прийти» в первую очередь.

Попытаться снова

Как отметил заведующий кафедрой тоннелей метрополитена Петербургского университета путей сообщения, профессор, доктор технических наук Александр Ледяев, расценивать как трагедию отказ в предоставлении средств федералами не стоит, но и смиряться с этим тоже нельзя.

Так сложилось, что уже больше 20 лет Петербург строит в основном метро за свой счет. И это уникальное явление для всего мира, где развитие подземки в городах финансируется за счет государства. Так было, например, и в СССР, где имелась целевая программа для 23 крупных городов. Между тем, к Чемпионату мира по футболу 2018 года центр все же дал нам денег на метро. Но тогда всем было понятно, зачем это делается.

Фото: ГУП
Фото: ГУП "Петербургский метрополитен" в vk.com

С такой точкой зрения согласился Президент Высшей Школы Экономики в Санкт-Петербурге Александр Ходачек. По его словам, не стоит применять даже сам термин «отказ», так как могло выйти так, что чиновники забыли согласовать в срок всю необходимую документацию не только с Минтрансом, но и Минфином, а также другими профильными ведомствами.

— Денег у федерального центра много, но их выделяют только при четком обосновании, отчете об эффективности использованных ресурсов и наличии всей подготовленной документации. Например, средства на развитие метрополитена удается получить у Казани. Соответственно, есть вопросы к работе наших петербургских чиновников и их коллег из 47-го региона, — считает Александр Ходачек и полагает, что у Петербурга и Ленобласти все еще есть шанс.

Чтобы все-таки воспользоваться им, эксперт уверен, что двум главам регионов, двум председателям Законодательных собраний, а также полпреду по СЗФО необходимо обратиться к президенту России и в правительство РФ. И только объединенными усилиями, дело можно сдвинуть с «мертвой точки», но для этого нужно хорошо подготовиться.

— И даже если сейчас все окажется замороженным на какое-то время, работу надо продолжать. У города на ППТ деньги выделены, а что происходит с проектированием в Ленобласти, мы не знаем. Мы не в курсе, ведется ли там инженерная подготовка территорий, постановка наделов на кадастровый учет, подводка сетей. Все это кажется многим чиновникам мелочами, но если это будет сделано, деньги в федеральном центре могут найти быстрее. Помимо эмоций здесь должна быть кропотливая ежедневная работа, чтобы добиться в итоге выделения средств, — подчеркнул Александр Ходачек.
Александр Ходачек/ Фото: пресс-служба НИУ ВШЭ
Александр Ходачек/ Фото: пресс-служба НИУ ВШЭ
— Если серьезно подготовиться двум губернаторам регионов и вернуть стройную, прозрачную систему строительства метрополитена, а точнее алгоритм взаимодействия заказчиков и подрядчиков, то шансы могут появиться, — заверил Александр Ледяев.

Другое дело, что остальные виды транспорта тоже имеют право на существование. Возможен, например, подвоз пассажиров по существующим железнодорожным путям, используемым в настоящее время для грузовых перевозок. Такой вариант был выбран, когда в свое время в СССР случился размыв на станции метро «Площадь Мужества». Это сработало. Но тогда были другие экономические реалии. Сейчас надо понимать, что в случае с Кудрово затраты будут приличными, для инвесторов это неинтересно, так как отдача будет небольшая. Также малопривлекательным проект может оказаться и для гиганта РЖД.

Фото: Ладожский вокзал в vk.com
Фото: Ладожский вокзал в vk.com

В ответ на это Александр Ходачек возразил, что с РЖД существует соглашение Смольного на 88 млрд рублей, кроме того, затраты могут оказаться и не такими уж большими. Тем более, что пути уже есть, а платформы можно использовать долгие годы. По мнению эксперты, самым интересным вариантом представляется запуск тактового движения электричек в Кудрово от «Ладожского вокзала».

Житель Северного Кудрово в эфире пояснил, что «метро север города никак не спасет, а вот трамвай был бы всем нужен, и он намного дешевле». Как пояснил Александр Ходачек, на трамвай расходы, естественно, будут меньше. Но тогда придется строить новые путепроводы через железную дорогу. Существующие сейчас загружены. А это тоже деньги и немалые. Разумнее усилить в ближайшей перспективе движение подвозного транспорта — автобусов, а уже потом думать о путепроводах.