75 лет назад Советские войска освободили Таллин. В честь этой даты Минобороны обнародовало рассекреченные документы. Например, в них говорится о том, как радостно встречали Красную армию, как оживлённо горожане разговаривали с нашими бойцами и с какой злобой отзывались о фашистах и о том, чего они их лишили. Но в Эстонии об этом сейчас знают не все, да и на национальном уровне на события смотрят совершенно под другим углом.
Цветы к подножию Бронзового солдата на окраине Таллина люди несут по зову сердца, без официальных речей и церемоний. Для властей Эстонии 75-летие освобождения столицы — не повод прерывать уик-энд.
Десятки тысяч солдат, в 44-м отдавших свои жизнь и здоровье в борьбе с фашистами, сегодня эстонские политики открыто называют «советскими захватчиками».
Бронзового солдата, ставшего собирательным образом освободителей, эстонские власти в 2007-м отправили из центра Таллина на выселки. Сегодня поклониться героям сюда пришли сотрудники российского посольства.
Тем временем власти Эстонии чествуют своих «героев»: Вот свежие цветы и венки у гитлеровского Креста свободы. Копию эмблемы эстонского легиона СС десять лет назад установили в самом центре Таллина, неподалёку от места, где раньше стоял Бронзовый солдат.
Эти пять дней в сентябре 44-го до сих пор не дают покоя эстонским националистам. Когда гитлеровские войска отступили, а советские ещё не подошли. Спасаясь бегством, фашисты уничтожали свидетелей своих зверств.
Накануне, 22 сентября 44-го, в концлагере Клоога под Таллином, эстонские пособники нацистов спешно расстреливали узников. Из двух тысяч заключённых в живых остались лишь 80.
Теперь коллаборационистов из «Лесных братьев» в Эстонии на государственном уровне относят к «защитникам родины». Хотя в 44-м у жителей была надежда только на советских солдат. Это подтверждают рассекреченные в 75-й годовщине освобождения документы Минобороны России.
— Население освобождённых населённых пунктов и хуторов радушно встречает части Красной армии, бойцов и офицеров, угощая их мёдом, молоком и овощами. В воинах Красной армии они видят своих освободителей, — гласит цитата.
В документах описаны случаи, когда эстонцы, рискуя жизнью, помогали освободителям.
— Эстонская крестьянка увела раненых и спрятала их в погреб. Немцы вошли в дом и начали спрашивать у хозяина, где русские. Тот сказал, что никого нет. […] Немцы расстреляли эстонца крестьянина на глазах у его жены и скрылись. Когда пехотинцы вошли в дом, хозяйка повела командира в погреб и показала, какой ценой она сохранила наших бойцов от немцев, — говорится в документе.
Рассказывать о подвигах солдат Красной Армии запрещено и сегодня.
— Я не боюсь говорить, что оккупации не было. Но если я в публичной лекции скажу это, то меня должны привлечь, потому что в Эстонии это уголовно наказуемо, — отметил Ханон Барабанер.
Известный в Эстонии учёный, академик и доктор экономики помнит, как 11-летним мальчишкой бегал на салют по случаю освобождения Таллина. Через 75 лет в этом городе не будет даже фейерверка, зато тысячи праздничных залпов прогремят в Москве в память об истинных освободителях Европы.