Экономика
15:2016 сентября 2019

Как новые правила найма на работу таксистов отразятся на кошельках петербуржцев

Таксисты Северной столицы рассказали, что думают о федеральных предложениях по ужесточению требований к водителям такси.
Фото: Komsomolskaya Pravda/globallookpress.com

До конца осени Госдуме предстоит утвердить законопроект о регулировании работы таксистов. Этот документ, прошедший пока только первое чтение, и так грозил обернуться кардинальными изменениями на рынке. Однако на днях четыре крупных агрегатора подали законодателям свои предложения, которые, как считают петербургские таксисты, особенно больно ударят по жителям и гостям Северной столицы.

Благими намерениями

О том, что руководство «Яндекс.Такси», «Везёт», «Максим» и «Ситимобил» направили письмо в Главное государственно-правовое управление президента РФ с предложениями по ужесточению найма таксистов на работу, сообщили «Известия».

Согласно инициативам агрегаторов, водителей предполагается проверять на наличие пагубных зависимостей, судимостей и правонарушений, факта лишения прав, учёта в спецдиспансерах по обязательным государственным базам. В перспективе это поможет составить некий единый федеральный реестр таксистов, у которых есть допуск к работе. А для их пассажиров, естественно, повысится уровень безопасности пользования услугами.

В «Яндекс.Такси» поясняли, что для эффективной работы системы её придётся адаптировать под проверки с помощью искусственного интеллекта (машиночитаемая база). Там указали, что для этого нужно решить «целый ряд вопросов технического и юридического характера, в том числе с участием ГИБДД».

Фото: Komsomolskaya Pravda/globallookpress.com
Фото: Komsomolskaya Pravda/globallookpress.com

Здесь стоит отметить один важный момент: уже давно рынок перевозок в России поделён на два неравных сектора. Это упоминавшиеся выше агрегаторы, которые оформляют договоры с таксопарками («Яндекс.Такси»), либо с водителями — индивидуальными предпринимателями (Uber и Gett). По существу вне зависимости от этих двух схем они «заточены» на создание технологической платформы для рынка, а ответственности за качество услуг (опоздания, уровень обслуживания и т.д) не несут. А второй сектор — это компании с собственным парком. Доля агрегаторов на рынке в Москве уже давно перевалила за 60%, а в Петербурге к ним по исследованиям последних лет отошла только доля в 30%, но она стремительно увеличивается. Таким образом, большая часть рынка всё-таки агрегаторами ещё не занята.

Уйти от архаики

Как пояснили 78.ru в отделе по связям с общественностью агрегатора «Максим», в письме изложена часть предложений по правовому регулированию отрасли такси.

— Концепция рассматриваемого в Госдуме законопроекта неактуальна в цифровой экономике. Отрасли для развития нужен совсем другой закон, и мы консолидировано предлагаем его принципы. В их числе — внедрение информационных технологий для замены неэффективных, архаичных, аналоговых норм и правил контроля цифровой отрасли; допуск самозанятых граждан к выполнению услуги по перевозке пассажиров и багажа легковым такси; снижение административных барьеров для перевозчиков путём перехода к использованию электронных документов в рамках межведомственного информационного взаимодействия. Кроме того, это отмена регионального принципа регулирования, который ограничивает действие разрешения на работу территорией одного субъекта РФ; введение солидарной с перевозчиком ответственности агрегатора за вред жизни и здоровью, причинённый в поездках, и многое другое, — подчеркнули там.
Фото: Komsomolskaya Pravda/ globallookpress.com
Фото: Komsomolskaya Pravda/ globallookpress.com

В пресс-службе агрегатора также отметили, что будущий Единый федеральный реестр водителей в системе МВД станет «цифровым профилем» водителей такси.

— Мы давно говорим о необходимости онлайн-обмена информацией с полицией — с какими водителями можно сотрудничать, а с какими не надо. Чтобы службам заказа такси и таксопаркам было проще отсекать кандидатов, которые лишены прав, имеют судимости по тяжким статьям, штрафы за опасную езду, медицинские отводы. Словом, тех, кому не место в сфере такси. В других странах у нас есть такое взаимодействие с полицией. И должно быть в России, — рассказали там и заявили, что на стоимость перевозок для пассажиров нововведение никак не повлияет.

В пресс-службе «Везёт» на вопрос о влиянии инициативы на цены на поездки отвечать не сочли нужным, но отметили, что «есть, конечно, проблема с иностранными правами — их сложно проверять и верифицировать». Это означает, что предложения, если будут приняты, поставят крест на работе в России иностранцев, а вот гости из ближнего зарубежья останутся.

От двух раз и больше

Большинство петербургских участников второго сектора рынка — компаний с собственным парком— от комментариев отказались. Однако на условиях анонимности игроки назвали инициативу попыткой выжить их с белого света агрегаторами и занять те самые московские 60% рынка, чтобы потом и задрать цены. А до момента «окончательной гибели», как признались многие, им придётся серьёзно взвинтить цены также, чтобы элементарно выживать.

Фото: Komsomolskaya Pravda /globallookpress.com
Фото: Komsomolskaya Pravda /globallookpress.com

Публично высказать предположение, как минимум, о двухкратном росте цен для горожан и гостей Северной столицы благодаря инициативе агрегаторов решился лишь председатель Независимого профсоюза водителей такси Петербурга Дмитрий Жидков.

Он заявил, что благодаря агрегаторам в городе уже сложилась ситуация, когда обычному таксисту приходиться работать по 20 часов в сутки, чтобы заработать за день «на карман» 2 000 рублей.

— Очевидно, что дальше будет только хуже. Нас просто выживают из бизнеса, — констатировал он то, о чём в компаниях с собственным парком говорили только «для понимания вопроса».

О громком конфликте таких организаций и агрегаторов 78.ru уже рассказывал. Весной прошлого года стало известно, что петербургские таксисты массово отказывались возить клиентов из-за низких цен онлайн-сервисов. Дело тогда даже дошло до однодневной забастовки.

Транспорт ДеньгиТаксиЗаконопроекты
Новости партнеров