Накануне, в воскресенье, в Ленобласти избрали меру пресечения подозреваемым в незаконном лишении свободы. Троих фигурантов дела суд отправил под стражу, четвёртого — под домашний арест, а пятого отпустили под подписку о невыезде.
По версии следствия, они причастны к работе целой сети частных реабилитационных центров в Ленобласти. Родственникам навязывали услуги по якобы медицинской реабилитации страдающих алкогольной и другими зависимостями. Как стало известно следователям, пациентов помещали в частные пансионаты и незаконно там удерживали. Плата за оказанные услуги доходила до 100 тысяч рублей в месяц.
— Людей помещали в частные домовладения, оборудованные с явным нарушением санитарных норм и правилами общежития там их незаконно удерживали, навязывая родным необходимость длительного содержания, — говорит старший помощник руководителя управления СУ СК РФ по Ленинградской области Юлия Матолыгина.
И понятно, почему удерживали: Каждый покинувший центр пациент — это минус 50-70 тысяч в среднем, которые уходили из карманов владельцев компании. Поэтому присматривать за постояльцами приставили людей, которые знают все о побеге и способны его предотвратить.
Сейчас центры пустуют. По крайней мере, признаков жизни внутри не наблюдается. О том, что в них прошла спецоперация, говорят лишь вырванные петли замка на сорванных воротах.
Со стороны догадаться о том, что творится за забором, невозможно, — нет даже вывески с названием заведения. О суровых правилах говорит лишь маленькая табличка. А о том, что внутри содержат людей с асоциальными наклонностями, знают только ближайшие соседи.
И все эти центры — как под копирку: на окнах чёрная зеркальная плёнка, вокруг -глухой забор, чтобы не проник чей-либо любопытный нос и не заметил, что происходит внутри. Родственников не подпускали на пушечный выстрел, а если кто-то из них всё-таки очень хотел передать своим близким лекарства или продукты, то местный надсмотрщик выходил на перекрёсток. И такая конспирация неслучайна: сотрудники центра делали всё, чтобы те, кто платит за дорогостоящую реабилитацию, не догадались, что условия внутри не соответствуют заявленным.
И именно получаемые от родители наркозависимых деньги и были двигателем «заботы» о больных сотрудниками центра, считает молодой человек, который прошёл через все этапы реабилитации.
А без реабилитации зависимость не победить, говорят специалисты. Подобные заведения всё же нужны, говорит психиатр-нарколог Игорь Лазарев, а в Минздраве этим заниматься просто некому.
Сейчас глава следственного комитета лично распорядился выяснить, сколько таких общин функционирует в России, и проверить, какие там царят порядки. Пока есть информация о 50 таких коттеджах. А если окажется, что о конституционном праве человека на свободу их консультанты забыли, то им лучше приготовится к штурму.