Прямой эфир

Арктический вездеход: в Петербурге реставрируют технику из экспедиции Папанина

Андрей Макаров
12 сентября 2019, 14:15
Когда откроется музей, пока неизвестно, но легендарный вездеход вместе с другими экспонатами обещают показать публике уже в следующем году.
Фото: 78.ru

В Петербурге появится ещё один музей — власти задумались о создании Арктического музейно-выставочного и реставрационного центра на Васильевском острове. Дату открытия пока не называют. Но это не главное, главное — первые экспонаты уже есть, причём техника экспедиции самого Папанина, передаёт корреспондент 78.ru.

Действительно, четверть века об эти катки белые медведи точили свои когти и зубы. Впрочем, это не идёт ни в какое сравнение с тем, что сделала с этой техникой суровая северная природа и время. То что сейчас в принципе мы можем видеть этот вездеход даже в таком состоянии — настоящее чудо.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Вот так это «чудо техники» выглядело, когда его в прошлом году забирали на Большую землю. Рядом с проржавевшим остовом — три мешка запчастей, которые собирали по всей округе.

— Мы его на самом деле вовремя оттуда забрали, поскольку процесс разрушения имеет эффект нарастающей скорости. Он сначала лежит нормально, а потом с какого-то момента начинает быстро разрушаться. В очень сильно расслоенном состоянии находился металл, здесь хорошо видно — практически сланцевая ржавчина уже пошла. Вот здесь ещё хорошо видно, насколько проела ржавчина крылья вездехода, — рассказывает заместитель директора Арктического музейно-выставочного центра Павел Филин.

Ржавчину аккуратно счистили, вездеход поставили на колёса. Кажется, ещё немного — и можно обратно на край земли. Такая задача не ставится, рубят полёт фантазии учёные. Максимально восстановленный из оригинальных запчастей артефакт эпохи своё за полярным кругом уже отъездил.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Вот на фоне вездехода полярник Папанин кормит медведя. Или вот, на этом самом вездеходе известный исследователь севера Отто Юльевич Шмидт произносит речь, 1 мая 1937 года. Сразу после этого полярников самолётами отправили прямо на льдину. Так появилась первая в мире дрейфующая станция.

— Её уникальность — девять месяцев работала в Арктике, прошла путь от северного полюса до Гренландии. И на всём протяжении были проведены самые разнообразные наблюдения. Выяснилось, что эти районы центральной части Арктики достаточно глубоководные. Было сделано много открытий самых разнообразных, в том числе гидрометеорологических, — делится директор Российского государственного музея Арктики и Антарктики Мария Дукальская.

Позже первую станцию практически полностью вывезли в Петербург — так появился музей Арктики и Антарктики. А вот технику забирать было слишком дорого, поэтому вездеходы и тракторы просто бросали. Теперь пришло время собирать.

— Основная идея, которую мы продвигаем, — это создание в Петербурге современного арктического музея — большого, красивого, интерактивного, — отмечает Филин.

Когда появится музей, пока неизвестно, но легендарный вездеход вместе с другими экспонатами обещают показать публике уже в следующем году.