В Петербурге 8 сентября прошли губернаторские и муниципальные выборы. В массовом сознании это некое единое целое, но, как отмечают эксперты, на самом деле речь идет о двух принципиально разных кампаниях, которые пересеклись лишь в одной точке – у избирательных урн. И если выборы главы города на Неве, по словам политолога Сергея Григорьева, прошли «настолько кристально честно и чисто, что их можно заносить в учебник», то муниципальную кампанию задолго до финиша захлестнули скандалы. Одни разоблачают нарушения, другие – «фальсификации фальсификаций». Спорить и делить мандаты кандидаты продолжают до сих пор, а глава горизбиркома Виктор Миненко даже подумывает об отмене результатов в ряде МО из-за нарушений. В общем, эту историю тоже можно заносить в учебники - в главу о том, как не надо делать.
Но откуда такая разница? Как отмечает Григорьев, сдержанный петербургский стиль губернаторской кампании связан с личностями кандидатов и сознательным выбором их штабов.
- Никто не хотел ничего нарушать, это была настоящая честная борьба. Второй момент: на все выпады оппозиции, кандидата Владимира Бортко, Надежды Тихоновой исполняющий обязанности губернатора никогда не отвечал. Он не позволял перевести эти выборы в скандальную историю со склоками и сплетнями, - заявил 78.ru эксперт.
По словам члена Российской ассоциации политических консультантов Игоря Сопова, эту страницу летописи политической жизни город успешно перевернул.
- Губернаторская кампания закончена, итоги подведены. Трое участников никаких жалоб друг на друга не подавали, никаких претензий нет ни в вышестоящей комиссии, ни в судах, поэтому в данном случае можно подвести итоги и поздравить Александра Беглова с тем, что он занял свой пост. Это было честно легитимно и спокойно, - отмечает член Российской ассоциации политических консультантов Игорь Сопов.
Муниципальная же кампания получилась куда более неоднозначной. В день выборов вмешиваться в ситуацию приходилось даже лично главе ЦИК Элле Памфиловой. По словам экспертов, здесь тоже нет никаких сюрпризов. На местном уровне нечто подобное происходило и раньше, да и уследить за всеми гораздо сложней: в муниципальных выборах приняли участие около 6000 кандидатов, которые делили 1500 мандатов, за ними следили 110 специальных избирательных комиссий муниципальных образований (ИКМО), а на некоторых участках «конкурс» доходил до сорока человек на место.
Подводить полные итоги пока рано: ИКМО еще не везде их опубликовали, а кое-где предварительно должны разобрать возникшие споры по горячим следам. Но кое-какие предварительные выводы можно сделать уже сейчас: большинство муниципалитетов останутся под контролем «Единой России» и лояльных действующей власти самовыдвиженцев, но в целом ряде округов оппозиция претендует либо на большинство, либо на «блокирующий пакет» - треть мандатов. Отличились и «эсеры», и коммунисты, и «Яблоко», и «Партия Роста», и «Объединенные демократы». Особенно там, где опирались на местных активистов, зарекомендовавших себя в историях вроде защиты сквера или противодействия уплотнительной застройке.
В прежнем составе муниципальных советов у единороссов было более 90% мест, так что свои результаты они однозначно ухудшили. Что не мудрено на фоне многочисленных междуусобных войн, сопровождавших дележ муниципалитетов на местах.
- Действующие главы муниципальных образований на территории Санкт-Петербурга оказались не готовы к конкурентной борьбе. Они уже забыли, что такое работа с избирателями, как ходить по квартирам, общаться, решать проблемы и так далее. А оппозиция как раз смогла все это предложить. Они действительно отработали все свои участки ногами и за счет этого победили, - отмечает Григорьев.
Некоторые итоги оказались сюрпризом даже для председателя Совета муниципальных образований Всеволода Беликова.
- В некоторых случаях люди хорошо себя зарекомендовали, имели хороший бэкграунд, но не прошли, - заявил Беликов.
Он пообещал помогать новичкам вне зависимости от политической принадлежности, но отметил, что опыт в такой работе имеет важное значение.
Еще один интересный результат: похоже, к следующим выборам либералам больше не нужно будет падать в ноги к «партии власти» с просьбой протащить кого-либо из своих представителей через муниципальный фильтр, и оправдывать следующее поражение на губернаторских выборах будет куда сложнее.
Были ли в ходе муниципальных выборов допущены фальсификации, о которых сейчас так громко кричит несистемная оппозиция? Окончательный ответ на этот вопрос могут дать только правоохранительные органы, но, по словам экспертов, в абсолютном большинстве округов выборы также прошли честно и более-менее спокойно, а все скандалы сфокусированы в ряде конкретных муниципалитетов.
- Нарушения были локальные, а оппозиция пытается вывести все это на городской и региональный уровень, - сказал Григорьев.
Как отмечают эксперты, еще один пропагандистский конструкт – бросить тень от грязной муниципальной кампании на губернаторские выборы. Причем, судя по всему, эта тактика несистемной оппозиции была спланирована заранее. Еще в день выборов соцсети захлестнула волна фейковых видео, которые якобы фиксируют те или иные незаконные действия. Снимались они в другое время в других регионах, а порой даже и странах. Но когда ложь становится тотальной, кто-то может и поверить. Во всяком случае, расчет, похоже, именно на это.
- За это надо наказывать жестко. Прямая ответственность должна быть для тех, кто заказал, применял, тиражировал. Если нет ответственности, надо как минимум публично высечь, - подчеркнул Беликов.
Он призывает найти заказчиков и исполнителей, принимавших участие в «фальсификации фальсификаций».
И еще небольшое резюме о результатах выборов: примечательно, что Беглов, судя по всему, без малейший проблем и с громадным отрывом побеждал в том числе там, где на местном уровне у представителей действующей власти возникли большие проблемы. Потому что именно он решил многие из тех проблем, на которых до этого очки зарабатывали оппозиционеры – вроде спасения парка Интернационалистов или отмены застройки устья Смоленки.