Общество
17:099 сентября 2019

От томных «девушек Гибсона» в корсетах до моделей XXI века: как менялись стандарты красоты

Сегодня, 9 сентября во всём мире отмечается День красоты. Стандарты женской внешности разительно меняются каждые 10-20 лет – и то, что стыдливо прятали, часто становится идеалом. Самое время вспомнить, как менялись идеалы красоты последние сто лет.
Фото: pexels.com

Бритва, свинец и вечная беременность

Безумие моды по-своему проявлялось во все времена. В Средние века красотки напрочь сбривали себе брови и даже выбривали волосы надо лбом, чтобы зрительно удлинить овал лица. Кроме того, в те времена в Европе модно было быть беременной, а потому замужние дамы, лишённые такой радости, носили накладные животы.

В некоторых областях мало что поменялось даже по прошествии двух тысяч лет. Ещё в Древней Греции красотки отбеливали кожу. Позже в Европе в моду вошли свинцовые белила, которыми красотки пользовались до XIX века. О ядовитости этих белил в те времена не знали – но и многовековой опыт человечество ничему не учит. В Южной Корее, где до сих пор белая кожа в большой цене, очень популярны сомнительные и вредные для здоровья отбеливающие средства.

Фото: pxhere.com
Фото: pxhere.com

Но ужасы модных тенденций – тема для отдельной беседы. А сегодня мы обратимся к более приятным вещам и посмотрим, как же менялись стандарты красоты с начала XX века до наших дней.

Прототип Чудо-женщины столетней давности

В самом начале XX века Запад покорила «девушка Гибсона». Этот идеальный образ создал мужчина – художник-иллюстратор Чарльз Дана Гибсон. Как выглядела «девушка Гибсона»? Если бы вы жили сто лет назад в Америке, таких вопросов у вас бы не возникло: этот силуэт бросался в глаза из каждой витрины, с каждой вышитой подушки и, конечно, со страниц журналов.

Девушка Гибсона изображалась высокой, уверенной в себе красоткой, которой было сложно угодить. Фигура такой красавицы – классические «песочные часы» с пышными грудью и бёдрами и тончайшей талией, затянутой в корсет. В целом однако девушка Гибсона была худощавой, с длинными стройными ногами, тонкой шеей и эфемерным силуэтом.

Большие глаза красавиц Гибсона были непременно подёрнуты томной дымкой. Волосы же в обязательном порядке укладывались в высокую причёску «помпадур» или «водопад локонов». Если своих волос не хватало, в ход шли шиньоны.

"Девушки Гибсона на пляже"/ Фото: wikipedia.org/ Charles Dana Gibson

Между прочим, одной из «девушек Гибсона» можно смело назвать героиню комиксов Чудо-женщину. И это не удивительно, ведь рисовавший её в 1940-х художник Гарри Дж. Питер также питал слабость к этому типажу.

Красотки эпохи джаза

Один из самых узнаваемых типажей первой половины XX века – это, без сомнения, девушки-флэпперы («хлопушки»). Речь идёт о тех самых красотках 1920-х, которых Френсис Скотт Фицджеральд воспел в «Великом Гэтсби».

Флэпперы вышли на новый уровень личной свободы, напрочь отринув условности и приличия. Они отказались от корсета в пользу платьев прямого силуэта с заниженной талией, без стеснения курили и пили алкоголь (и сухой закон им не был помехой), водили автомобили и танцевали «непростойный» чарльстон.

Фигура фицджеральдовской красотки ничуть не походила на женственный силуэт «девушки Гибсона». В моду вошла худоба и «мальчишеское» телосложение с узкими бёдрами и без явных признаков бюста. «Классические» флэпперы – это совсем юные девушки-подростки с ещё не оформившейся фигурой, бунтарки, которые слушают джаз и делают всё наперекор родителям.

"FLAPPER ON BONNET", 1927/ Фото: globallookpress.com

Девушки 1920-х ярко красились, делая акцент на глаза и губы. И тут сыграл свою роль немой кинематограф: именно такой макияж использовали тогда в кино, чтобы сделать лицо актёра более выразительным на чёрно-белой плёнке.

Локоны уступили коротким стрижкам, которые прятали под шляпки-клош в форме колокольчика. Образ флэпперов распространился по всему миру. Они появились даже в исключительно консервативных странах: например, в Японии такой типаж именовался «модан гару» (искажённое «modern girl»), а в Китае – «модень сяодзэ».

Эра тонких бровей и платиновых блондинок

Джаз утих к началу 1930-х, когда за океаном случилась Великая Депрессия. Экономика прямо повлияла на голливудские стандарты красоты – которые, как ни крути, диктовали свои правила всему миру. Шумных девушек-«хлопушек» с короткими стрижками сменили женственные красотки с фигурами классических пропорций (да-да, те самые 90-60-90) и пышными вьющимися локонами.

Именно тогда женские брови попали под пристальное внимание и подверглись зверскому выщипыванию. Иконой стиля того времени заслуженно считается Грета Гарбо. Тонкие изогнутые брови-ниточки, длинные накладные ресницы, утончённые черты лица и, конечно, платиновый цвет волос. Именно тогда блондинки взлетели на пик популярности.

Марлен Дитрих/ Фото: kinopoisk.ru
Марлен Дитрих/ Фото: kinopoisk.ru

С Гретой Гарбо могла соперничать лишь Марлен Дитрих. В её образе все модные в те времена черты приобретали гипертрофированность: ещё более тонкие брови, «птичий» нос и светлые локоны. Холодная красавица Дитрих воплощала один из самых популярных эталонов «нордической» красоты.

Начавшаяся в 1930-х эпоха блондинок даст нам, в итоге, великую Мэрилин Монро – главную блондинку XX века, которая на самом деле вовсе не была блондинкой.

Новые принцессы от Диора

Эпоха 1950-х считается пиком торжества женственности в мировой моде. Женщина должна была представлять из себя этакое воплощение эльфа с маленькой головой, покатыми плечами, высокой грудью третьего размера и исключительно тонкой талией.

Осиную талию оттеняла пышная юбка. Стиль в эту эпоху задавал Кристиан Диор, и с его лёгкой руки в моду вошли платья с юбками-клёш, пышность которым придавали многие слои ткани. Из-за чего, к слову, вес наряда мог увеличиваться до 4-5, а то и 20 килограмм. В эту эпоху и появилась «великая блондинка» – Мэрилин Монро.

Мэрилин Монро/ Фото: kinopoisk.ru
Мэрилин Монро/ Фото: kinopoisk.ru

Красавица середины прошлого века была одновременно и принцессой, и домохозяйкой, и звездой, и матерью семейства. В этот период в моду вошёл выразительный дневной макияж с чёрной подводкой, пышные причёски и локоны.

В СССР модное веяние «от Диора» хоть и запоздало, но проявилось исключительно ярко. Так, героиня Людмилы Гурченко в «Карнавальной ночи» – та самая, что поёт про «пять минут» – выглядит как типичная «принцесса от Диора».

Время Твигги: мир садится на диету

Следующее десятилетие принесло многим женщинам бесконечные слёзы, нескончаемый голод и анорексию. И всё это – ради попыток соответствовать новому идеалу красоты, который воплотила в себе юная английская модель Твигги.

Худенькая девушка из пригорода Лондона стала лицом эпохи уже в 16 лет. Именно в этом возрасте Лесли Хорнби, как звали модель по-настоящему, приняла участие в первой в своей жизни фотосессии для парикмахерской знакомого. В том же году она стала Лицом года по версии «Daily Express» и главной иконой моды Англии, а потом и всего мира.

Твигги/ Фото: facebook.com/twiggyofficial
Твигги/ Фото: facebook.com/twiggyofficial

Твигги весила всего 40 кг, обладала талией 56 сантиметров, худыми мальчишескими бёдрами и плоской грудью. Образ «мальчика-подростка» завершала короткая стрижка, а огромные глаза, подчёркнутые накладными ресницами и макияжем, придавали девушке совершенно неземной образ.

Да, мода совершила виток, и локоны вновь пошли под ножницы – их меняли на короткие стрижки «под Твигги», а женственные диоровские наряды меняли на прямые минималистичные платья «бэби-долл» и платья-футляры, которые так хорошо сидят на худеньких девочках.

К слову, сама Твигги была шокирована собственным успехом – её внешность не вписывалась в принятые стандарты красоты, и девушка не раз отмечала, что «с миром что-то не так». Уже через четыре года она завершила карьеру модели, но интересуется миром моды до сих пор. Так, Лесли Лоусон (её фамилия в замужестве) судила несколько сезонов шоу «Топ-модель по-американски». 19 сентября ей исполнится 70 лет.

Поролоновые плечи на горизонте

Восьмидесятые – эпоха, которая навсегда осталась у нас в памяти как «время широких плеч». На пике моды оказались уверенные в себе бизнес-леди и одетые в джинсу «плохие девочки». И те, и другие исключительно ярко красились, но первые просто не могли выйти в свет, не надев пиджак с подбитыми поролоном плечами. Казалось, на этих плечах держится мир.

Мадонна/ Фото: Globe Photos/ globallookpress.com
Мадонна/ Фото: Globe Photos/ globallookpress.com

Гипертрофированные плечи гармонировали с пышными причёсками, а в более дешёвом варианте – также с пластмассовыми клипсами, яркими лосинами и колготками в сеточку. И, конечно, куртками-«дутиками». которые завоюют нашу страну лишь в следующем десятилетии.

А что же можно сказать собственно о женской красоте? За жирным макияжем, поролоновыми плечами и пышными кудрями её практически не видно. Но ясно одно: женщина должна быть подчёркнуто сексуальной. Любыми путями.

Девяностые: харизма, гранж и длинные ноги

Иконами девяностых на Западе стали супермодели, имена которых сегодня считаются нарицательными. Синди Кроуфорд, Линда Евангелиста, Наоми Кэмпбэлл – все как на подбор высокие, стройные и длинноногие. Но главным в их образах стала не столько сама внешность, сколько мощная харизма, а также уверенность в себе. Этот «внутренний стержень» многие и считают истинным новым словом в женской красоте девяностых.

Возможно, именно поэтому в ряд высоких красоток с ногами до небес смогла вписаться Кейт Мосс, относительно невысокая и хрупкая. Вместе с ней на рубеже тысячелетий в моду вошли тонкие ключицы и бледная кожа (так называемый «героиновый шик»). Внесла свои коррективы и массовая культура: Курт Кобейн сделал безумно популярным гранж, а вместе с ним – рваные джинсы, потёртые футболки и косухи.

Кейт Мосс, 1999/ Фото: Oliver Multhaup/ globallookpress.com
Кейт Мосс, 1999/ Фото: Oliver Multhaup/ globallookpress.com

Всё это отлично вписалось в набиравший популярность стиль унисекс. Который в нулевых превратился в стремление к андрогинности.

Наши сложные дни

Новое тысячелетие показало нам целый ряд трендов, которые сменяют друг друга в ускоренном темпе. Ещё 5-10 лет назад дамы «качали губы», а теперь пришло время их сдувать – лишняя неестественность ни к чему. Брови становятся всё гуще: стоит посмотреть хотя бы на Кару Делевинь с её роскошными «соболиными бровями», и вспомнить, что именно она стала в прошлом году самой дорогой моделью Великобритании.

А вот единого типажа, на который можно равняться, будто бы нет. Совсем недавно в моде были и худая Анджелина Джоли, и пышная Ким Кардашьян… Популярные модели не перестают блистать костями, но и мода на бодипозитив вносит свои коррективы. А последний тренд (и феномен модели Кендалл Дженнер) говорит, что можно быть просто «соседской девчонкой», оставаться собой, подчёркивая только собственные плюсы. И брови, разумеется.

Больше интересных статей читайте на нашем канале в Яндекс.Дзен.

Культура ПраздникиИстория
Новости партнеров