Прямой эфир

«Мединский — не прав»: петербургские комиксисты о том, почему комиксы — не для дебилов

Михаил Колокольцев
4 сентября 2019, 21:37
В России многие, включая, как оказалось, министра культуры, относятся к комиксам предвзято, считая их в лучшем случае картинками для детей. Издатель, переводчик и автор комиксов рассказали 78.ru, почему графические романы ничуть не хуже «обычных».
Владимир Мединский/ Фото: globallookpress.com/Komsomolskaya Pravda

Оскорбление чувств читающих

Министр культуры России Владимир Мединский, не стесняясь в выражениях, назвал всех любителей комиксов дебилами. Примечательно, что сделал он это на Московской международной книжной ярмарке (ММКЯ) — старейшей и крупнейшей книжной ярмарке в России, где в этом году впервые решено было организовать специальную зону комиксов.

— Комиксы — это для тех, кто плохо умеет читать. Я очень плохо отношусь к комиксам. Комикс — это как жевательная резинка, как вам сказать, это не еда. Комикс — это ориентация должна быть на ребёнка, который только учится читать, до семи-восьми лет. Но взрослому человеку читать комиксы — это убожество, это признаться, что «я дебил, я читаю комиксы», — отметил министр культуры.
Фото: vk.com/microcomicon/Михаил Савченко
Фото: vk.com/microcomicon/Михаил Савченко

Издательства, авторы, художники, переводчики и просто любители комиксов по всей России, которых, к слову, десятки тысяч, очень остро и с некоторым недоумением отреагировали на это заявление и в социальных сетях даже запустили ироничный хэштег #ядебил #ячитаюкомиксы. Одни предположили, что Мединский в своём выступлении просто потерял частицу «не», мол «не читать комиксы — признаться, что ты дебил». Другие предложили подать на министра культуры иск — за оскорбление чувств читающих. Пока — в шутку.

От потешных листков до классики мировой литературы

И если в России с заблуждением Мединского кто-то может и согласиться, то в Европе или США, где комиксы уже давно стали неотъемлемой частью культуры и их изучают в школах и вузах, его просто не поймут. Например, в брюссельском аэропорту прилетевших встречает памятник Тинтину и Милу — репортёру и его верному псу, главным героям серии комиксов «Приключения Тинтина» бельгийского художника Эрже. В небольшом швейцарском городке Гранво близ Лозанны, где проживал итальянский художник Уго Пратт, возвышается бронзовая скульптура Корто Мальтезе, персонажа одноимённого цикла графических новелл. К слову, большим поклонником приключений Корто был французский президент Франсуа Миттеран. Итальянский писатель Умберто Эко говорил про серию комиксов в жанре ужасов Тициано Склави так: «Я могу целыми днями читать Библию, Гомера и „Дилана Дога“ не отрываясь».

Эрже и Тинтин/ Фото: globallookpress.com/Sergi Reboredo
Эрже и Тинтин/ Фото: globallookpress.com/Sergi Reboredo

В Британии автор комиксов Том Голд является штатным иллюстратором таких крупных и серьёзных изданий, как The Guardian и The New Yorker. Комикс «Валериан» Пьера Кристин и Жан-Клода Мезьера получил экранизацию благодаря тому, что с детства его обожал режиссёр Люк Бессон. Его коллеги Алехандро Ходоровски и Квентин Тарантино, а также, к примеру, писатель Стивен Кинг сами являются авторами комиксов. В Америке же и вовсе так называемая «большая двойка» издательств Marvel Comics и DC Comics печатает 96% из топ-50 самых популярных книг США (именно книг, а не комиксов). Являются ли все эти люди дебилами?..

Фото: globallookpress.com/Oscar Gonzalez
Фото: globallookpress.com/Oscar Gonzalez

Прообразами комиксов в нашей стране можно считать так называемые потешные листы в XVII веке, где истории рассказывались с помощью изображений и текста. Тогда они действительно предназначались в основном для малообразованных крестьян, однако с той поры прошло довольно много времени. Уже в начале XX века напоминающие современные стрипы (одностраничные комиксы) карикатуры с подписями за авторством Владимира Маяковского, Саши Чёрного и Тэффи выходили в сатирическом журнале «Сатирикон». В России комиксы, конечно, не так популярны, как за рубежом, но не секрет, что их коллекционируют, в частности, генеральный директор Первого канала Константин Эрнст и главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов.

Не всё то золото, что блестит

То, что комиксы — для детей или дебилов — самый распространённый стереотип, который существует в обществе на сегодняшний день, заявил 78.ru директор издательства «Бумкнига» Дмитрий Яковлев.

Дмитрий Яковлев/ Фото: vk.com/guprus
Дмитрий Яковлев/ Фото: vk.com/guprus
— Я занимаюсь комиксами профессионально уже 15 лет. И это действительно то, с чем я чаще всего сталкиваюсь. Но дальше, когда ты начинаешь разговаривать с людьми и показывать, что есть вот такая графическая литература, бывают вот такие комиксы, то всё встаёт на свои места. Вообще очень странно делать такие заявления в год, когда мы издали, например, книжку Ольги Лаврентьевой «Сурвило» — графический роман, который затрагивает тему репрессии и блокады. Права на который уже купили во Франции и сейчас мы ведём переговоры с немецким издательством, такого с российским комиксом ещё не было никогда. И надо понимать, что эта книжка всё-таки адресована взрослой, а не детской аудитории. Ещё хороший пример, что в мае этого года в берлинской галерее, которая называется «Эрмитаж Берлин», открылась выставка российских комиксов, в которой приняли участие три автора: Ольга Лаврентьева, Юлия Никитина и Варвара Помидор, а открывал эту выставку директор Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский, причём это было его желание, — подчёркивает Дмитрий.

Помимо комикса «Сурвило», он настоятельно порекомендовал всем почитать «Персеполис» Маржан Сатрапи и «Маус» Арта Шпигельмана — единственный комикс, который получил пулитцеровскую премию.

— Из того, что выходило в последние пять лет и наделало много шума, — это комикс Риада Саттуфа «Араб будущего». Лично на меня больше всего повлияли комикс Давида Б. «Священная болезнь», книга Фредерика Питерса «Голубые таблетки» и «Хармсиниада» Алексея Никитина. У меня долгая с ними связь и именно с ними я отчасти шагнул в мир комиксов. До 22-х лет у меня было примерно такое же представление о комиксах, как у Мединского сейчас, — отметил издатель.

Похожее мнение высказал и главный редактор издательства «Рамона», блогер и переводчик комиксов Руслан Хубиев.

Руслан Хубиев/ Фото: vk.com/snade
Руслан Хубиев/ Фото: vk.com/snade
— К сожалению, Мединский осведомлён только, скажем так, о верхушке айсберга. Для него, как и для многих людей, комиксы являются чем-то стереотипным. Они привыкли к тому, что это книжки с картинками для детей. Но при этом им это неинтересно, они не следят за их развитием, что логично, поэтому для обычного человека ничего такого в том, чтобы думать, что комиксы для детей — нет. Другое дело, что когда ты занимаешь такую должность, ты, наверное, должен знать обо всех веяниях современной культуры, тем более о развитии такого немолодого жанра, как комиксы. Утверждать, что комиксы — для дебилов, когда многие из них преподаются в школах по всему миру, которые раскрывают важные социальные темы, поднимают важные исторические вопросы, не принимать их в расчёт и всё сгребать под одну гребёнку, — мне кажется, неправильно, а в данном случае — невероятно непрофессионально, — убеждён Руслан

Он также поделился списком комиксов, которые неплохо бы подержать в руках всем, включая министра культуры РФ.

— На мой взгляд, любой взрослый и взрослеющий человек обязательно должен прочитать такие комиксы, как «Маус», «Персеполис», «Сурвило», «Одеяла» и «Хабиби» Крейга Томпсона, «Контракт с Богом» Уилла Айснера, «Сабрина» Ника Дрнасо (комикс попал в лонг-лист престижной Букеровской книжной премии, что иронично), «Прибытие» Шона Тана. Список огромен, это самый минимум, который первым приходит в голову, — заявил он.

Согласился со своими коллегами по цеху и один из самых ярких отечественных авторов комиксов Виталий Терлецкий.

Виталий Терлецкий/ Фото: vk.com/vterletsky
Виталий Терлецкий/ Фото: vk.com/vterletsky
— Говорить, что комиксы — это для дебилов, всё равно что сказать, что книги для дебилов или музыка для дебилов. Комиксы — это не жанр литературы, а отдельный вид искусства, синтез письменного и нарисованного. Точно так же, как и в любом направлении, здесь есть культовые произведения на века и проходные поделки, не стоящие внимания. Не каждая книга берёт Пулитцер или Букер, не каждый фильм становится лауреатом Оскара, — сказал Терлецкий, передавая привет Владимиру Мединскому.

Не читал, но осуждаю!

Многие, в том числе, вероятно, и министр культуры РФ, относятся к комиксам как чему-то чужеродному и непонятному, однако стоит лишь начать их читать (а комиксы именно читают, даже если из слов там одни звуки), как понимаешь, что комиксы — это такой же вид искусства, как и «нормальные» книжки.

Некоторые считают, что комиксы не развивают воображение, мол в них всё уже нарисовал художник. Однако и это совсем не так, да и почему бы не позволить талантливым художникам показать свой взгляд на произведение. Комиксы, как, к слову, и манга в Японии, зачастую поднимают совсем не детские проблемы, а философские размышления можно найти даже в таких несерьёзных, на первый взгляд, творениях, как «Человек-Паук» или «Бэтмен».

Фото: vk.com/microcomicon/Михаил Евстратов
Фото: vk.com/microcomicon/Михаил Евстратов

Как правило же, комиксы больше всего осуждают те, кто их никогда не читал, или брал в руки в лучшем случае «Мурзилку» в детстве. Среди авторов комиксов есть такие титаны, как Стэн Ли, Алан Мур, Нил Гейман, Фрэнк Миллер, Уоррен Эллис, Грант Моррисон, Марк Миллар, Гарт Эннис, Тодд Макфарлейн, Брайан Ли О’Мэлли, Джефф Джонс, Джонатан Хикман, Марк Уэйд, Брайан К. Вон, Эд Брубейкер, Брайан Майкл Бендис, Мэтт Фракшен, Чип Здарски, Скотт Снайдер, Джефф Лемир, Рик Ремендер, Брайан Азарелло, Майк Миньола, Роберт Киркман и многие-многие другие, чьими произведениями зачитываются миллионы читателей по всему миру в возрасте от 5 до 95 лет. Однако многие просто игнорируют их, как и фильмы про «Рашку-говняшку» (цитата Мединского), не давая даже шанса целому пласту культуры под названием комиксы.

Больше интересных статей читайте в нашем канале на «Яндекс.Дзен».