Общество
09:001 сентября 2019

«Чижик» на финишной прямой: частный трамвай отправился по четырём маршрутам

Почти 3,5 года потребовалось на реализацию проекта первого частного трамвая в Петербурге и в России.
Фото: "Чижик" в vk.com

Идеи о строительстве объектов городской транспортной инфраструктуры за счёт средств частного бизнеса власти Северной столицы вынашивали ещё с «нулевых». Из огромного количества таких инициатив воплотить в жизнь удалось пока только проект скоростного трамвая «Чижик» в Красногвардейском районе. Между тем, в Смольном рассчитывают, что в перспективе подобный накопленный опыт может пригодиться для создания трамвайных веток в Колпино, Шушарах, Красном Селе, Рыбацком. 78. ru вспоминал, как реализовывался проект частного трамвая, с которым не обошлось и без скандалов.

Свыше 100 тысяч пассажиров

О том, что проект «Чижика» будет завершён к 1 сентября этого года, действующий губернатор Петербурга Александр Беглов говорил ещё в декабре 2018 года. Градоначальник тогда особо подчёркивал, что строительство такой ветки реализуется впервые не только в Петербурге, но и в России вообще.

Александр Беглов отмечал также, что в перспективе в городе должны появиться «умные» остановки общественного транспорта, на которых можно будет вызвать такси, оплатить счета, получить справочную информацию на пяти языках.

В июне 2019 года градоначальник вновь посетил новое депо для «Чижика» на улице Потапова и проинспектировал ход реализации проекта. Тогда стало известно, что по расчётам экспертов, к концу 2020 года трамвайная сеть будет перевозить по будням более 103 тысяч пассажиров, а в выходные поток будет не менее 65 тысяч человек.

Депо на ул. Потапова/ Фото:
Депо на ул. Потапова/ Фото: "Чижик" в vk.com

На тот момент у «Чижика» было лишь два маршрута № 8 — станция метро «Ладожская» — Хасанская улица и № 64 — станция метро «Ладожская» — железнодорожная станция «Ржевка». Всего эксплуатировалось 13 трамваев. Пробная обкатка ещё двух новых маршрутов пока без пассажиров № 63 — станция метро «Ладожская» — улица Передовиков и № 59 — станция метро «Ладожская» — трамвайное депо на улице Потапова — состоялась в конце августа.

В День знаний, 1 сентября 2019 года, «Чижик» официально отправился по всем четырём маршрутам. Всего по ним теперь будут курсировать 21 трамвай, ещё два останутся в резерве. Перерыв в движении составит пять минут.

Долгой дорогой

К четырём маршрутам «Чижик» ехал… почти 3,5 года. Власти Северной столицы подписали концессионное соглашение с ООО «Транспортная концессионная компания» (ТКК, консорциум «Группы ЛСР» и УК «Лидер») ещё в мае 2016 года. Генподрядчиком стало ООО «ЛСР-Строй».

Как считают участники рынка, девелопер оказался заинтересован в реализации проекта для своего будущего квартала-миллионника на территории аэродрома, который пока ещё остаётся на стадии планирования. Согласно договору, концессионер должен был провести реконструкцию путей в Красногвардейском районе — на маршруте от «Ладожской» по проспекту Косыгина до Наставников и дальше, на юг, до Хасанской. Общий объём вложений оценивался в 6,5 млрд рублей. Соглашение было рассчитано на 30 лет.

Фото:
Фото: "Чижик" в vk.com

Запустить первый и второй этапы проекта стороны хотели ещё до конца лета 2017 года. Реализовать весь проект хотели к IV кварталу 2018 года. Но в сентябре 2017 года теперь бывший вице-губернатор Игорь Албин раскритиковал деятельность ТКК. Тогда выяснилось, что только первую очередь смогут запустить не раньше конца 2017 года, а третью — лишь в конце 2018 года.

В ноябре 2017 года в Смольном и вообще пригрозили концессионеру штрафом в размере в 75 тысяч рублей ежесуточно, всего проекта — в 300 тысяч рублей. При этом новый виток скандала разгорелся в январе 2018 года. Тогда Игорь Албин вообще пообещал, если трамвай не поедет 1 марта, концессионное соглашение между Смольным и ТКК будет расторгнуто, а проекту и вовсе начнут искать нового инвестора. В компании пеняли чиновникам в ответ: те задержали на 3,5 месяца градостроительную документацию и затянули с передачей земельных участков под проект.

В итоге первая часть трамвайной линии от улицы Хасанской до Ладожского вокзала всё же была открыта 7 марта 2018 года.

«Чижик» — рекордсмен

О некоторых рекордах «Чижика» было известно ещё на стадии разработки проекта. Так, уже тогда было заявлено, что он станет самым длинный трамваем в мире (33,5 метра). Вагоны «Метелица» для составов были сконструированы швейцарской компанией «Штадлер» в Минске специально для проекта.

Фото:
Фото: "Чижик" в vk.com

Система диспетчеризации обеспечивает трамваю «зелёный коридор», то есть приоритетное пересечение перекрёстков, а трамвайные пути проходят по специально выделенному участку дороги. Состав, способный перевозить 376 человек, оборудован двумя кабинами управления, чтобы курсировать на линиях без разворотных колец. В вагонах имеются системы кондиционирования, видеонаблюдения, подзарядки USB. Есть удобные площадки для въезда детских и инвалидных колясок. Оплатить проезд в новом трамвае можно наличными, карточкой или телефоном по стандартному городскому тарифу.

Примечательно, что после запуска первой очереди в марте 2018 года весь месяц (до 1 апреля) пассажиры могли пользоваться «Чижиком» бесплатно, но поначалу трамвай постоянно попадал в нелепые ДТП.

В июне 2018 года у неблагоустроенных трамвайных путей ветки неожиданно появилась фигура Игоря Албина в образе героя комиксов Супермена. Работы по благоустройству этой территории должны были быть завершены 1 июня, но подрядчик свои обязательства не выполнил. Тогда бывший чиновник вновь пообещал оштрафовать оператора трамвайной линии. А в октябре в городских СМИ появилась информация о том, что недополученная ТКК прибыль обойдётся городской казне в 1,6 млрд рублей, расходы на приобретение подвижного состава составят 3,2 млрд рублей. А в декабре 2018 года в «ЛСР-строй» пришли с выемками сотрудники ФСБ. Их интересовали детали концессионного соглашения.

— В рамках расследования деятельности ООО «МК-20СХ» в офисе ООО «ЛСР-Строй» действительно проводятся дознавательные действия, поскольку находящееся в стадии банкротства ООО «МК-20СХ» состояло с ООО «ЛСР-Строй» в договорных отношениях. Дочерняя компания «Группы ЛСР» оказывает всяческое содействие соответствующим органам, — сообщали тогда в пресс-службе девелопера.
Максим Соколов/ Фото: Kremlin Pool/ globallookpress.com
Максим Соколов/ Фото: Kremlin Pool/ globallookpress.com

В свою очередь генеральный директор «Группы ЛСР» Максим Соколов ранее не исключал возможности реализации подобных проектов и в других районах. Однако в тендерах его компания пока не участвует. Между тем, в Смольном рассчитывают, что опыт «Чижика» может пригодиться для создания трамвайных веток в Колпино, Шушарах, Красном Селе, Рыбацком.

За счёт средств строителей в Петербурге был построен и Яхтенный мост. Однако этот объект возводился к Чемпионату мира по футболу-2018 и был скорее престижным для города. По переправе на матчи мундиаля отправлялись болельщики со всего мира. ЗСД, в свою очередь, возводился с предоставлением средств из городского бюджета.

Существуют в городе и планы по строительству частного метро в город-спутник «Южный» структурами УК «СТАРТ Девелопмент». Но последний вариант эксперты расценивают как больше из раздела фантастики.

Транспорт ДорогиТехнологииДеньги
Новости партнеров