В Петербурге теперь можно арендовать электросамокаты. В городе открыли уже больше 50 специальных парковок. Доступны для катания 100 единиц этой техники. Однако с виду безобидное средство передвижения за последние несколько месяцев уже не раз попадало в хроники ДТП. Нередко любителей портативного транспорта сбивают на пешеходных переходах, а иногда они и сами врезаются в людей на тротуарах. И пока регулировать самокатное движение весьма проблематично.
Достаточно скачать мобильное приложение, через которое и оплатить аренду самоката. Начало поездки обойдётся в 50 рублей. Каждая следующая минута будет стоить пять рублей. После завершения маршрута оставлять это двухколёсное средство передвижения нужно на одной из специальных парковок.
Накатывать километры на электротяге разрешается по центру города. В основном самокаты берут для прогулок. Но кто-то арендует технику и по принципу, так называемой, последней мили.
— Когда вы используете самокат с целью преодоления последней дистанции, то есть вы, например, вышли из метро, и вам нужно ещё 3-5 километров пройти до места встречи офиса, или ещё какой-то, — отмечает официальный представитель компании по самокатошерингу в Петербурге Евгений Мутовкин.
Правда, не все поездки заканчиваются благополучно. Ведь по факту — водитель на самокате — такой же участник дорожного движения.
Так, на улице Циолковского женщину на самокате насмерть сбил грузовик. На Свердловской набережной водитель иномарки не заметил на пешеходном переходе девушку на электросамокате — она получила травмы средней тяжести.
Есть и те, кто, рискуя жизнью, лихачит на дорогах перед носом машин.
Организаторы новой услуги уверяют: на арендованном самокате сильно не разгонишься — там стоит ограничитель скорости — до 20 километров в час. Однако автоэксперты считают, что такой меры недостаточно. И уверены, что если в ближайшее время не взять под жёсткий контроль самокатчиков — ДТП с их участием будет всё больше.
— Тяжёлый снаряд, на котором находится человек весом 80-100 кг и двигается со скоростью 20-30-40 километров в час, не всегда обладает аварийными системами и тормозами, например, в таком объёме, в каком надо для того, чтобы предотвратить аварийные ситуации, — считает независимый автоэксперт Дмитрий Попов.
Проблемой уже озадачились городские депутаты. Предложили ГИБДД ограничить скорость для всех самокатчиков. Также парламентарии спешно разрабатывают рекомендации, чтобы хоть как-то повысить безопасность и привить им хотя бы минимальную культуру езды.
— Прежде всего, они должны быть заметны в ночное время суток — на них обязательно должны быть световые приборы. И правило перехода через дорогу — категорически не рекомендуем переезжать, — говорит депутат Законодательного собрания Алексей Цивилёв.
По действующим правилам дорожного движения, человек на самокате — тот же пешеход. Несмотря на то, что скорость его перемещения может достигать и 40 километров в час. Однако формально для самокатной прогулки подходит только тротуар.
— Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам, поэтому появление такого участника на электросамокате на проезжей части является нарушением действующих правил и влечёт за собой привлечение к административной ответственности, — подчеркнула начальник отдела пропаганды УГИБДД ГУ МВД РФ по Петербургу и Ленобласти Татьяна Суслова.
Накажут предупреждением или штрафом в 500 рублей. Если требования к безопасности дополнительно ужесточат — печальная статистика может изменится. И в любом случае — проблема решится сама собой, хотя бы временно. Зимой желающих покататься на двухколёсном транспорте, даже электрическом, не так уж и много.