Когда человек решается на покупку новой машины, он хочет максимально себя обезопасить, чтобы не прогадать и не выбросить на ветер свои деньги. Именно по этой причине многие идут в салон. Здесь, как с частником, не поторгуешься, зато есть уверенность, что не обманут и всё будет честно и законно. Однако на деле всё оказывается иначе. Здесь тоже хватает подводных камней и обманщиков, которые наживаются на доверчивых покупателях. Как не попасться на их уловки, разбирался 78.ru.
Чаще всего от обмана страдают те, кто решился на покупку подержанного автомобиля. Логика простая: есть гарантия, да и оформлено всё официально, так что в случае чего будет проще доказать свою правоту. Доля правды в этом есть, но не стоит полностью полагаться на сотрудников автосалона, потому что они могут преследовать свои цели. Первое, что нужно помнить — люди, которые советуют вам автомобиль, тоже находятся на так называемом проценте и преследуют свои цели.
— Допустим, есть машина, которую надо срочно продать. Её подлатали, но длительные тест-драйвы она не выдержит. Зачастую это иномарки старые. И следующий шаг — найти доверчивого покупателя, который не очень разбирается в машинах и не очень понимает, что ему нужно. И тут срабатывает аргумент: «Но это же Mercedes». Стоит он, десятилетний, как трёх-четырёхлетняя бюджетная иномарка. Но здесь срабатывает желание ездить на машине с «дорогой» маркой, — рассказывает сотрудник автосалона Александр Котелкин.
При этом продавец умолчит, что запчасти на этот Mercedes обойдутся тоже в кругленькую сумму, а с учётом возраста машины потребуются они очень скоро.
Кроме того, нужно очень внимательно изучать, на что распространяется и не распространяется гарантия. Очень часто туда не входит поломка деталей, которые и так уже на ладан дышат. И нет никакой гарантии, что авто не сломается уже в день покупки. Чтобы не попасться на эту уловку, в салон нужно идти уже с четким знанием того, что именно нужно. Изучить предложения, посоветоваться с опытными автолюбителями, понять для каких целей нужна машина. Потом изучить предложения в разных салонах, и идти с твёрдой уверенностью.
Стоит насторожиться и отказаться от предложения, если продавец: настойчиво предлагает посмотреть другую модель «по акции», в салоне слишком низкая цена по сравнению со среднерыночной, возникают проблемы с тест-драйвом, вам дают копию ПТС, а не оригинал. Случается, что в салонах продают залоговые машины, но в данном случае свою правоту проще будет доказать в суде, потому что сделка заключалась не с частником. Также за дополнительную плату предлагают проверить не скручен ли пробег и была ли машина бита и крашена. Внимательно изучите документы прежде чем платить дополнительные деньги за эту услугу. Часто сведения об этом уже есть в заключении экспертизы.
Сложности могут ждать и тех, кто выбирает новую машину. Первым делом также советуют определиться с тем, какое именно авто вы хотите купить, заранее записаться на все тест-драйвы и сделать выбор. Самая частая уловка здесь — это услышать от продавца, что машина находится в резерве, но, если вы заплатите прямо сейчас, то она ваша. Это неправда. Если авто ушло в резерв, то оно снято с продажи и никакие «заплатить сейчас» этого не изменят. Ещё один распространённый способ обмана — подержанное авто выдают за новое, но то, что предлагалось для тест-драйвов. Как показывает практика, доказать это непросто.
— Конечно, когда доходит до таких ситуаций, нужно обращаться в суд. Если схему реализовывали продавцы, то крупный салон, скорее всего, возместит убытки или заменит машину, чтобы избежать удара по репутации. Если такие вещи проворачивались с молчаливого согласия руководства, другое дело. Тогда только суд, но, надо признаться, процесс тогда обещает быть долгим и неприятным. И доказать обман будет сложно, но возможно. Но, если на этапе покупки возникают сомнения, лучше не рисковать, — считает автоюрист Никита Серовой.
Кроме того, стоит очень внимательно читать договоры, причём все экземпляры, которые вы подписываете, а обычно их три. Вполне возможно, что, изучив один, вы не глядя поставите подпись на остальных. А на других могут быть прописаны разные условия: от возросшей кредитной ставки, если авто покупаете используя займ, до условий возвращения залога при вашем отказе от покупки.
В Роспотребнадзоре советуют обращать внимание на слишком низкие кредитные ставки или цену машину — это верный признак обмана. Кроме того, сделка не должна задерживаться на весь день, сотрудник, работающий с покупателем, не должен меняться, а сумма кредита никак не может превышать стоимость машины в несколько раз. Если хоть одно из этих условий соблюдено, из такого салона лучше бежать подальше.
Ещё одно важное условие — внимательно осмотрите машину внутри и снаружи. Если помещение тёмное, требуйте, чтобы авто вывезли на свет: в полумраке могут скрывать внешние дефекты, эксперты советуют также сравнивать покрытие обода и руля: если первое матовое, а второе — глянцевое, вам под видом новой машины пытаются выдать старую.
Автоэксперты советуют не торопиться, когда дело касается покупки автомобиля, чтобы потом не жалеть и не тратить деньги и время на судебные разбирательства или ремонты. Лучше подождать чуть больше, но получить машину, которая будет привезена персонально под вас и в нужные сроки.
— В идеале это выглядит так: вы заказываете машину с конвейера, она приезжает, на ней никто не ездил, в договоре прописаны сроки. Если в нужную дату автомобиль не поступает в салон, дилер платит неустойку. Они этого не любят, поэтому риски минимальные. Ещё один совет — не брать дополнительные опции, нередко они тоже с «двойным дном». Например, дарят сигнализацию, а про абонентскую плату не говорят. Кроме того, многое выгодно покупать не у официальных дилеров, а, например, заказывать в интернете, — считает автоюрист Андрей Тяпкин.