Прямой эфир

Единая транспортная система в Петербурге: что ждёт горожан в 2020 году

Олеся Курдюкова
21 августа 2019, 22:59
Профильный комитет Смольного уже подготовил проект реформы, которая сделает общественный транспорт более удобным, комфортным и современным.
Фото: пресс-служба СПб ГУП "Пассажиравтотранс"

В Петербурге работают 15 частных перевозчиков и два государственных. В будущем году в результате реформы Смольный планирует их уравнять в правах и возможностях, заодно предоставив возможность пассажирам пользоваться льготами и на коммерческих маршрутах. Оплата за проезд при этом пойдёт в бюджет города. В этом направлении правительство начало двигаться ещё пять лет назад, когда вышел федеральный закон «Об организации регулярных перевозок». Он предусматривает два варианта развития, о которых высказался Владимир Шведченко, директор ГКУ «Организатор перевозок». По его словам, первое, что нужно сделать, это регулировать работу транспорта, опираясь исключительно на потребности жителей.

— Либо город отдаёт всё на откуп частному бизнесу и никаким образом не представляет интересы своих жителей, либо город в полной мере представляет интересы своих жителей, то есть устанавливает регулируемый тариф для перевозок, — считает Шведченко.

По мнению ряда аналитиков, городская транспортная система деградирует и уже давно нуждается в серьёзных изменениях. Строительство дорог и амбициозные проекты к заметному улучшению ситуации не приводят. Для полноценного обновления, по оценкам экспертов, потребуются большие инвестиции — около триллиона рублей. Возможное недофинансирование специалисты называют главным риском при проведении реформы.

Так, по мнению генерального директора компании по созданию технологии транспортного моделирования и эксперта-аналитика в области планирования транспортных потоков Владимира Швецова, участникам процесса, в первую очередь перевозчикам, которые больше всего переживают за эти изменения, будут компенсированы все затраты.

— Так называемый брутто-контракт, когда деньги платятся за транспортную работу, то есть за пассажиро-километры, а не за что-то другое, конкретно собираются с пассажира. То есть это будет оплата именно транспортной работы. Таким образом она должна покрыть все затраты. Другой вопрос, насколько эта сумма велика, насколько эта сумма предусмотрена в бюджете города, потому что, как ни крути, мы — не Москва, — заключил Швецов.

Обеспокоенность высказывают и городские парламентарии. В марте в Мариинском дворце прошли слушания по инициативе Комитета по транспорту. В целом идею поддержали, но с некоторыми оговорками: смету предлагают пересмотреть в сторону уменьшения. В частности, об этом высказался депутат Законодательного собрания Петербурга Алексей Макаров. Он считает, что 10 млрд рублей нужно на реализацию этой реформы и 5 млрд рублей дополнительно на реализацию возможности льготных категорий граждан пользоваться соответственно льготным проездом, то есть 15 млрд рублей каждый год дополнительной нагрузки на городской бюджет.

— На мой взгляд, нужно её, конечно, сокращать. И вот те же самые кондиционеры, да, это удобно, но опять же — это, то, за что мы из бюджетов платим: либо пассажир платит, либо мы из бюджета, — заявил Макаров.

Частникам, желающим остаться в числе игроков транспортного рынка, необходимо обеспечить автопарк низкопольными машинами не старше двух лет, которые соответствуют всем современным нормам безопасности и экологичности, но есть и другие требования: соблюдение расписания, правил безопасности, поддержание комфорта и чистоты в салоне. Всё это необходимо, чтобы город полностью оплатил перевозку пассажиров. За любое нарушение перевозчик также получит штраф — минимум 100 тысяч рублей. Изменения коснутся и цены за билет. Сейчас стоимость проезда — 40 рублей. Но в следующем году фиксированный тариф, вероятнее всего, поползёт вверх.

— Было ограничение по тарифу, они не платили НДС. Через год они будут платить его. Это 20% плюс. Кроме того… так скажем, 54-й ФЗ, так называемый, который будет полностью следить за тем, чтобы вся выручка за билеты была фискализирована, значит, она тоже повлияет на цену на проезд, — высказался Шведченко.

Новая система позволит увеличить частоту движения в часы пик, а автобусы начнут ходить с коротким интервалом — как поезда метро, уверяют инициаторы проекта. К обсуждению реформы приглашают всех, и в интернете уже опубликована дорожная карта, на которую нанесены маршруты общественного транспорта с учётом будущих изменений. На ней можно посмотреть, куда и на каком транспорте удобнее добраться из пункта А в пункт Б, либо же можно предложить свой вариант. Также планируется обсуждение в режиме оффлайн, и в сентябре во всех районах Петербурга пройдут встречи с жителями.