В Петербурге продолжается работа над скульптурой писателю Даниилу Гранину. Памятник должны установить уже осенью этого года.
Настоящее живое слово — вот что оставил после себя писатель Даниил Гранин. Память о нём, кажется, тоже должна быть осязаемой. Чтобы посмотреть и сказать: «Да вот же он — простой и сложный, задумчивый и бескомпромиссный, бесконечно честный с собой и со своим читателем, одним словом — тоже живой».
«Поймать» и передать характер человека — задача для скульптура всегда сложная, рассказывает автор памятника Евгений Бурков. Но Даниил Гранин, как и положено большому писателю, оставил подсказки.
— Естественно, я проникся. Я много прочитал, послушал все его интервью и документальные фильмы, и уже в голове сложился образ, — отмечает Евгений Бурков.
Мыслитель, философ, проделавший огромный жизненный и творческий путь. Ушёл на фронт добровольцем. Прошёл всю войну. Вернувшись в мирный Ленинград, участвовал в его восстановлении.
Спустя годы в соавторстве с Олесем Адамовичем он напишет свою главную «Блокадную книгу». 4000 страниц — о том как жил осаждённый город и почему так и не сдался врагу.
Организатором творческого конкурса на памятник Даниилу Гранину выступило российское военно-историческое общество. Участвовали 23 работы. Варианты были разные — стоя, сидя, задумавшись, с книгой в руках. Для объективности голосования имена скульпторов указывать не стали. У макетов были только порядковые номера.
— К работе жюри были подключены родственники писателя, и их мнение особо учитывалось, — подчеркнул исполнительный директор регионального отделения военно-исторического общества в Петербурге и Ленобласти Владимир Казаков.
Слово дочери писателя стало решающим. Победила работа скульптора Евгения Буркова. Даниил Гранин в кресле, в руках книга. Вроде бы всё просто, но эта простота — 100% попадание в образ.
— Позой, выражением — как ни странно не лица, а рук. Я открываю дверь, а он вот так сидит. Поэтому для меня это важно и дорого, и я боролась до конца, — рассказывает дочь Гранина Марина Чернышёва-Гранина.
Общая высота памятника Гранину вместе с постаментом — больше четырёх метров. Мемориал появится на Дальневосточном проспекте рядом с библиотекой, которая носит имя автора «Блокадной книги». Установка запланирована уже на эту осень.
Модель из глины, по которой будет отливаться бронзовая скульптура, будет готова ещё раньше — месяц, не больше. Евгений Бурков говорит — это тот самый случай, когда рукой мастера будто «кто-то водит».
— Ты всё всегда обычно чувствуешь, вроде всё хорошо, но что-то не так, а тут сразу появилось чувство — да, это Даниил Гранин, — говорит Бурков.