Прямой эфир

Город под Петербургом: под Среднеохтинским проспектом обнаружены фундаменты древних зданий

Андрей Макаров
2 августа 2019, 11:48
Прямо под проезжей частью находятся остатки сооружений возрастом более 300 лет из города-предшественника Северной столицы.
Фото: 78.ru

Сенсационная находка приостановила ремонт трамвайных путей на Среднеохтинском проспекте. Под слоем асфальта рабочие обнаружили остатки зданий, построенных ещё до основания Петербурга — в районе шведской крепости Ниеншанц. На месте в настоящее время работает археологическая экспедиция, передаёт корреспондент 78.ru.

Ремонт трамвайных путей пришлось отложить — теперь на Среднеохтинском работают археологи: прямо под проезжей частью обнаружили сразу несколько фундаментов зданий возрастом более 300 лет из города-предшественника Петербурга. В XVII веке здесь была одна из центральных улиц шведского Ниена в районе крепости Ниеншанц.

Под трамвайными путями сохранились следы большого пожара. Скорее всего, это 1702 год, начало Северной войны. Тогда по приказу шведского военного командования город Ниенштадт эвакуировали и сожгли. И похоже, что после пожара территорией нынешнего Среднеохтинского проспекта долго не пользовались — следов XVIII века здесь нашли очень мало.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru
— В основном здесь были жилые кварталы. Если посмотреть на шведские карты того времени, то мы увидим, как они располагались, — рассказывает руководитель археологической экспедиции НИИ культурного и природного наследия Пётр Сорокин. — Здесь рядом Красногвардейская площадь — на ней, например, располагалась центральная площадь того города. Там была шведская церковь, церковный двор с кладбищем. Недалеко от этого места находилась ратуша. Этот памятник и является центральной частью города Ниена.

Раскопки в этих местах начались ещё в 90-е. В 2001 году территория между Невой и левым берегом устья Охты получила статус памятника и попала под охрану государства. А в 2010-м археологи копнули ещё глубже и нашли остатки древней шведской крепости Ландскрона, построенной ещё в XIV веке. Поэтому ремонт путей здесь начинали под особым наблюдением, но найти исторические фундаменты на такой глубине не ожидали.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru
— Демонтировав трамвайные пути и разобрав покрытие, мы поняли, что фундамент располагается на всём протяжении участка практически и на глубине, не позволяющей использовать конструкцию, которая не предусмотрена проектом. Сейчас по нашему заказу проектный институт уменьшает толщину конструкции, которая здесь предусмотрена, чтобы сохранить в данном виде те участки фундамента, которые были найдены, — делится планами начальник управления ремонта объектов транспортной инфраструктуры Дирекции транспортного строительства Владимир Кохан.

Впрочем, сильно углубляться в этом месте археологи пока не намерены — подробные раскопки требуют значительно больше времени и средств. Исследования проведут оперативно — всего за десять дней, после чего исторические находки законсервируют, а дорогу и трамвайные пути вернут на место.

— Мы останавливаемся на этом уровне и фиксируем всё, что обнаружили. Какие-то части, которые попадают под строительные работы, мы раскапываем, чтобы они не были уничтожены. В этом и заключается смысл проводимых работ — это такие охранные археологические исследования с тем, чтобы не допустить разрушения памятника. В данном случае памятник сохраняется, — объясняет Сорокин.

На десять дней откладывается и завершение ремонта дороги. Для автомобилей участок Среднеохтинского проспекта от Красногвардейской площади до улицы Конторской откроют 13 августа, а трамвайное движение обещают возобновить к 27 августа.

Ранее 78.ru писал о том, что архитектор Рафаэль Даянов посоветовал засыпать найденные фрагменты города-предшественника Петербурга — по его мнению, превращать фрагменты в памятник культурного наследия не следует.

Больше интересных статей читайте в нашем канале на «Яндекс.Дзен».