В Петербурге невероятное разнообразие цветочных салонов, и кажется, будто рынок категорически перенасыщен — ведь купить букет можно на каждом углу. Но как на самом деле обстоят дела в «цветочном царстве»? Разобраться в этом на помогли два флориста из совершенно разных лагерей: хозяйка авторской лавки цветов «Зеленогорск» Валя Васильева и управляющая петербургской сети «классических» цветочных салонов «Цветочный город» Наталья.
Как выяснилось, у каждого продавца есть свой купец. Наталья отметила: все салоны разные, одни создают шедевры флористики для эстетов, другие — простые букеты для простых людей. Валя Васильева подтверждает этот факт:
— Цветочные сети в Петербурге предлагают, в основном, стандартные истории из красных роз, кустовых хризантем и прочее. Это темы из '90-х — 2000-х годов, а новому поколению, которое сейчас потихонечку вырастает и начинает зарабатывать деньги, такие предложения не интересны.
Валя отметила, что сети вроде «Цветоптторга» предлагают товар из «прошлого века», классику, которая интересна только старшей аудитории. Креативная молодёжь такое не купит. Именно поэтому Петербург — прекрасная площадка для модных лавок, предлагающих букеты «со своей концепцией».
Мы расспросили экспертов и о самом интересном — современных трендах в мире цветов. По мнению флориста «Цветочного города», неувядающая тенденция массовой флористики — это букеты в шляпных коробках. Они по-прежнему широко популярны, хоть с момента появления моды на «коробочные цветы» прошло уже немало времени.
Кроме того, как отметила Наталья, популярны монобукеты и сборные букеты в нежных, пастельных тонах. Актуальность последнего тренда подтверждает и Валя Васильева:
— На протяжении уже нескольких лет в большей степени популярны букеты из цветов пастельных оттенков: розовый, пудровый, белый, кремовый. Что касается именно самих цветов — конечно, сейчас пионовый сезон, все сходят с ума по пионам, причём совершенно разных оттенков: от розового до жёлтого, фуксии, кораллового и белого. А вообще, в зависимости от сезона, на пик моды выходят разные сезонные цветы: зимой это ранункулюсы, летом это пионы и потом, позже, гортензии.
А если говорить не о глобальных трендах и течениях в цветочном искусстве? Регулярно появляются всё новые и новые веяния цветочной моды, которые мгновенно вызывают волны свежих фоточек в Инстаграме и новых аватарок во всех соцсетях. Среди последних — огромные метровые розы, с которыми девушки позируют «для Инсты».
Но, как рассказала флорист «Цветочного города», в реальной жизни такой цветок простоит очень недолго:
— Зачастую они недолговечны, потому что стебель длинный, и бутон получает очень мало воды.
В оффлайн-магазинах такие цветы, на самом деле, продают нечасто.
— В Питере метровые розы я видела буквально в одном салоне, — вспомнила Наталья. — На самом деле, в реальности это не популярно. В основном, фотографии с такими цветами выкладывают в Инстаграме известные флористы.
К некоторым трендам управляющая «Цветочного города» призвала относиться очень осторожно. Например, популярные сегодня букеты из 101 или 51 розы могут в реальности оказаться совсем не тем «праздником жизни», который обещают вам в интернет-магазине:
— Во-первых, это будут розы невысокого размера, максимум 40-50 см. К тому же, это ведь реклама, на фото шикарные букеты, а прислать могут неизвестно что. Надо быть очень осторожным и лучше, конечно, лично прийти, посмотреть и заказать.
Но нередко случается так, что в момент покупки или доставки букет был прекрасен и свеж, однако уже через несколько часов пожух, потерял свежесть или даже опал. Почему случается такая неприятность? И как этого избежать? Оба флориста поделились важной информацией по этому вопросу.
По словам Натальи, самое простое объяснение — несвежие цветы, которые «подмешивают» к свежим в букете. Их может быть до половины и больше, и «старичков» могут спрятать в окружении свежих бутонов.
Иногда, впрочем, в «быстрой смерти» цветка виноват сам покупатель:
— Бывает, купили букет, потом ещё часа два-три погуляли с ним, потом пошли домой — поставили в воду, но не подрезали, и цветы, соответственно, гибнут, — разводит руками Наталья.
Бывают и другие причины. О них рассказала Валя Васильева:
— Цветок изначально обрабатывается после срезки на плантации — если он не собран где-то в полях или у местных фермеров. Потом он, чаще всего, едет «насухую» и при определённой температуре, то есть он спит. Когда он приезжает к флористу, тот цветок определённое время «отпаивает», и потом уже ставит в букет и передаёт клиенту.
Однако в этой схеме возможны сбои:
— Если что-то пошло не так — в процессе транспортировки или в процессе отпойки — если кто-то неправильно отпоил цветок, то, несмотря на то, что этот цветок свежий, он всё равно может опустить голову и завять. Особенно если в комнате душно или он стоит на солнце. Например, гортензия очень капризна, ей нужно максимальное количество воды — вплоть до головы.
Существует масса нюансов, которые необходимо учесть при уходе за цветком — опять-таки, не только флористу, но и покупателю.
— Цветы пьют воду через сосуды, а в эти сосуды в процессе перевозки попадает воздух, он их закупоривает, — отмечает Валя Васильева. — Если не сделать свежий срез, цветок не сможет пить. Все цветы разные, вот, например, та же гортензия, которую ещё называют «гидрангией», максимально любит воду. В начале сезона ствол у неё ещё деревянный, а соцветий очень много, и ей очень сложно напиться. Поэтому её нужно максимально «расчленить» и, может быть, даже побить срез молотком, чтобы поверхность, которая пьёт воду, была увеличена.
В целом же, придя домой с букетом, необходимо совершить «классический обряд» для сохранения свежести цветов, отмечает Валя Васильева:
— Нужно подрезать цветок под 45 градусов максимально острым ножом — точно не ножницами, потому что иначе, опять же, будут пережаты сосуды. Мне кажется, если человек особенно любит цветы, можно один раз купить себе садовый секатор и забыть обо всех мучениях.
Почти 80% цветов, продающихся в российских салонах, поступает из-за рубежа. Однако владелица «Зеленогорска» с удовольствием использует, к примеру, камыш с берегов Финского залива и другое местное полевое богатство. Кроме того, востребованы в модных салонах и сезонные цветы, выращенные бабушками-дачницами на своих участках.
Как отметила Валя Васильева, некоторые бабушки порой засаживают четыре участка георгинами, чтобы в сезон заработать на них. Но эта ниша — довольно небольшая. А вот крупных отечественных поставщиков Валя недолюбливает:
— Наши компании ещё не научились делать качественный цветок, и российская роза обычно стоит хуже, чем цветы из Эквадора или Голландии.
Есть и другая причина: по словам Васильевой, отечественные питомники почти не выращивают садовую розу, а «классика» ей не интересна. Поэтому большая часть цветов в лавке «Зеленогорск» привозится из-за рубежа. К слову, массовые потоки цветов в Петербург не особенно изменили даже санкции, из-за которых в 2015 году начались трудности с продукцией из Голландии. Но и тут всё непросто:
— Голландия не выращивает такой объём цветов, который расходится по миру, — отмечает Васильева. — Голландия — это такая точка приёма с четырьмя самыми крупными аукционами, куда цветы съезжаются из разных точек мира: из Эквадора, Кении, Италии. Цветок может быть не голландским, но иметь голландскую маркировку.
А вот «Цветочный город», напротив, предпочитает отечественные цветы. Наталья уверена, что российские розы ничуть не хуже эквадорских:
— На данный момент у нас, наверное, 80% цветов — отечественные. Мы потихоньку внедряем российский ассортимент. Сейчас многие салоны идут в этом направлении, потому что российские цветы дешевле, а качество примерно такое же, как и у Голландии.
Больше интересных интервью читайте в нашем канале на «Яндекс.Дзен».