Прямой эфир

Тайны петербургской флористики: почему букет быстро вянет и чем плохи российские розы?

Елена Кобзева
24 июля 2019, 19:35
Сегодня, 24 июля, отмечается День флориста, человека, который создаёт произведения искусства из самого хрупкого материала — цветов. Мы расспросили петербургских флористов о главных цветочных трендах, способах продлить цветам жизнь и многом другом.
Фото: Лавка цветов «ЗЕЛЕНОГОРСК» в vk.com

Крупные сети против крафтовых лавок — нечего делить?

В Петербурге невероятное разнообразие цветочных салонов, и кажется, будто рынок категорически перенасыщен — ведь купить букет можно на каждом углу. Но как на самом деле обстоят дела в «цветочном царстве»? Разобраться в этом на помогли два флориста из совершенно разных лагерей: хозяйка авторской лавки цветов «Зеленогорск» Валя Васильева и управляющая петербургской сети «классических» цветочных салонов «Цветочный город» Наталья.

Как выяснилось, у каждого продавца есть свой купец. Наталья отметила: все салоны разные, одни создают шедевры флористики для эстетов, другие — простые букеты для простых людей. Валя Васильева подтверждает этот факт:

— Цветочные сети в Петербурге предлагают, в основном, стандартные истории из красных роз, кустовых хризантем и прочее. Это темы из '90-х — 2000-х годов, а новому поколению, которое сейчас потихонечку вырастает и начинает зарабатывать деньги, такие предложения не интересны.
Фото: Лавка цветов «ЗЕЛЕНОГОРСК» в vk.com
Фото: Лавка цветов «ЗЕЛЕНОГОРСК» в vk.com

Валя отметила, что сети вроде «Цветоптторга» предлагают товар из «прошлого века», классику, которая интересна только старшей аудитории. Креативная молодёжь такое не купит. Именно поэтому Петербург — прекрасная площадка для модных лавок, предлагающих букеты «со своей концепцией».

Тренды цветочного мира — актуальные, фейковые и вечные

Мы расспросили экспертов и о самом интересном — современных трендах в мире цветов. По мнению флориста «Цветочного города», неувядающая тенденция массовой флористики — это букеты в шляпных коробках. Они по-прежнему широко популярны, хоть с момента появления моды на «коробочные цветы» прошло уже немало времени.

Кроме того, как отметила Наталья, популярны монобукеты и сборные букеты в нежных, пастельных тонах. Актуальность последнего тренда подтверждает и Валя Васильева:

Фото: pxhere.com
Фото: pxhere.com
— На протяжении уже нескольких лет в большей степени популярны букеты из цветов пастельных оттенков: розовый, пудровый, белый, кремовый. Что касается именно самих цветов — конечно, сейчас пионовый сезон, все сходят с ума по пионам, причём совершенно разных оттенков: от розового до жёлтого, фуксии, кораллового и белого. А вообще, в зависимости от сезона, на пик моды выходят разные сезонные цветы: зимой это ранункулюсы, летом это пионы и потом, позже, гортензии.

Мода без смысла — кто на самом деле покупает «метровые розы»?

А если говорить не о глобальных трендах и течениях в цветочном искусстве? Регулярно появляются всё новые и новые веяния цветочной моды, которые мгновенно вызывают волны свежих фоточек в Инстаграме и новых аватарок во всех соцсетях. Среди последних — огромные метровые розы, с которыми девушки позируют «для Инсты».

Но, как рассказала флорист «Цветочного города», в реальной жизни такой цветок простоит очень недолго:

— Зачастую они недолговечны, потому что стебель длинный, и бутон получает очень мало воды.

В оффлайн-магазинах такие цветы, на самом деле, продают нечасто.

Фото: pxhere.com
Фото: pxhere.com
— В Питере метровые розы я видела буквально в одном салоне, — вспомнила Наталья. — На самом деле, в реальности это не популярно. В основном, фотографии с такими цветами выкладывают в Инстаграме известные флористы.

К некоторым трендам управляющая «Цветочного города» призвала относиться очень осторожно. Например, популярные сегодня букеты из 101 или 51 розы могут в реальности оказаться совсем не тем «праздником жизни», который обещают вам в интернет-магазине:

— Во-первых, это будут розы невысокого размера, максимум 40-50 см. К тому же, это ведь реклама, на фото шикарные букеты, а прислать могут неизвестно что. Надо быть очень осторожным и лучше, конечно, лично прийти, посмотреть и заказать.

Почему букеты быстро вянут?

Но нередко случается так, что в момент покупки или доставки букет был прекрасен и свеж, однако уже через несколько часов пожух, потерял свежесть или даже опал. Почему случается такая неприятность? И как этого избежать? Оба флориста поделились важной информацией по этому вопросу.

Фото: pxhere.com
Фото: pxhere.com

По словам Натальи, самое простое объяснение — несвежие цветы, которые «подмешивают» к свежим в букете. Их может быть до половины и больше, и «старичков» могут спрятать в окружении свежих бутонов.

Иногда, впрочем, в «быстрой смерти» цветка виноват сам покупатель:

— Бывает, купили букет, потом ещё часа два-три погуляли с ним, потом пошли домой — поставили в воду, но не подрезали, и цветы, соответственно, гибнут, — разводит руками Наталья.

Бывают и другие причины. О них рассказала Валя Васильева:

— Цветок изначально обрабатывается после срезки на плантации — если он не собран где-то в полях или у местных фермеров. Потом он, чаще всего, едет «насухую» и при определённой температуре, то есть он спит. Когда он приезжает к флористу, тот цветок определённое время «отпаивает», и потом уже ставит в букет и передаёт клиенту.

Однако в этой схеме возможны сбои:

— Если что-то пошло не так — в процессе транспортировки или в процессе отпойки — если кто-то неправильно отпоил цветок, то, несмотря на то, что этот цветок свежий, он всё равно может опустить голову и завять. Особенно если в комнате душно или он стоит на солнце. Например, гортензия очень капризна, ей нужно максимальное количество воды — вплоть до головы.
Фото: pxhere.com
Фото: pxhere.com

Существует масса нюансов, которые необходимо учесть при уходе за цветком — опять-таки, не только флористу, но и покупателю.

— Цветы пьют воду через сосуды, а в эти сосуды в процессе перевозки попадает воздух, он их закупоривает, — отмечает Валя Васильева. — Если не сделать свежий срез, цветок не сможет пить. Все цветы разные, вот, например, та же гортензия, которую ещё называют «гидрангией», максимально любит воду. В начале сезона ствол у неё ещё деревянный, а соцветий очень много, и ей очень сложно напиться. Поэтому её нужно максимально «расчленить» и, может быть, даже побить срез молотком, чтобы поверхность, которая пьёт воду, была увеличена.

В целом же, придя домой с букетом, необходимо совершить «классический обряд» для сохранения свежести цветов, отмечает Валя Васильева:

— Нужно подрезать цветок под 45 градусов максимально острым ножом — точно не ножницами, потому что иначе, опять же, будут пережаты сосуды. Мне кажется, если человек особенно любит цветы, можно один раз купить себе садовый секатор и забыть обо всех мучениях.

Петербургские бабушки против цветочных компаний

Почти 80% цветов, продающихся в российских салонах, поступает из-за рубежа. Однако владелица «Зеленогорска» с удовольствием использует, к примеру, камыш с берегов Финского залива и другое местное полевое богатство. Кроме того, востребованы в модных салонах и сезонные цветы, выращенные бабушками-дачницами на своих участках.

Фото: Лавка цветов «ЗЕЛЕНОГОРСК» в vk.com
Фото: Лавка цветов «ЗЕЛЕНОГОРСК» в vk.com

Как отметила Валя Васильева, некоторые бабушки порой засаживают четыре участка георгинами, чтобы в сезон заработать на них. Но эта ниша — довольно небольшая. А вот крупных отечественных поставщиков Валя недолюбливает:

— Наши компании ещё не научились делать качественный цветок, и российская роза обычно стоит хуже, чем цветы из Эквадора или Голландии.

Есть и другая причина: по словам Васильевой, отечественные питомники почти не выращивают садовую розу, а «классика» ей не интересна. Поэтому большая часть цветов в лавке «Зеленогорск» привозится из-за рубежа. К слову, массовые потоки цветов в Петербург не особенно изменили даже санкции, из-за которых в 2015 году начались трудности с продукцией из Голландии. Но и тут всё непросто:

— Голландия не выращивает такой объём цветов, который расходится по миру, — отмечает Васильева. — Голландия — это такая точка приёма с четырьмя самыми крупными аукционами, куда цветы съезжаются из разных точек мира: из Эквадора, Кении, Италии. Цветок может быть не голландским, но иметь голландскую маркировку.
Фото: pxhere.com
Фото: pxhere.com

А вот «Цветочный город», напротив, предпочитает отечественные цветы. Наталья уверена, что российские розы ничуть не хуже эквадорских:

— На данный момент у нас, наверное, 80% цветов — отечественные. Мы потихоньку внедряем российский ассортимент. Сейчас многие салоны идут в этом направлении, потому что российские цветы дешевле, а качество примерно такое же, как и у Голландии.

Больше интересных интервью читайте в нашем канале на «Яндекс.Дзен».