Великий Франко Дзеффирелли был любимейшим режиссёром Елены Образцовой. Сам же он считал певицу одним из трёх главных потрясений в своей жизни, наряду с греческой оперной дивой Марией Каллас и итальянской актрисой Анной Маньяни.
В 1974 году Образцова репетировала партию Кармен в постановке Дзеффирелли в Барселоне. На фестивале, посвящённом вековому юбилею этой оперы, в театре «Лисео» шли четыре разных спектакля «Кармен» – разных режиссёров, с разными актёрами из четырёх разных стран.
И певица, и режиссёр, создавая свою Кармен, вдруг поняли: не хватает какой-то важной детали, способной выделить их героиню из ряда других. Тогда Образцова обратилась к Дзеффирелли: «Опишите вашу Кармен одним словом!»
Не в силах подобрать слово, режиссёр укусил певицу за плечо. И тогда всё стало ясно, рассказывала позже оперная дива. Она поняла, что её Кармен – дикая, неприручённая пантера, которая делает всё, что хочет. Тогда она сняла туфли и решила петь босиком. А позже испанские журналисты восхищались её «естественностью и психологической глубиной».
Елена Образцова была нарасхват – при этом, она признавалась, что из-за собственного авантюризма практически никогда не отказывалась от новых предложений. Певице постоянно приходилось учить огромное количество материала, причём на разных языках. Случалось, что целую оперу ей нужно было зазубрить всего за три дня, что казалось практически нереально.
И тогда диву спасали шпаргалки. Она писала слова своих партий на клочках бумаги и расклеивала их на декорациях – там, где её героине следовало оказаться в нужный момент. Образцова вспоминала, что однажды заклеила шпаргалками на итальянском все декорации в «Метрополитан-опере», где исполняла партию Далилы в спектакле «Самсон и Далила».
Шпаргалками с одним из фрагментов оперы она обклеила большую вазу, стоявшую на сцене. Из зала шпаргалок было не видно, но певица прекрасно справилась с ролью, взяв в руки в нужный момент эту вазу.
После Образцовой в тех же декорациях пела итальянка Фьоренца Коссотто. И она, по воспоминаниям Образцовой, была в восторге от «выручалочек» русской певицы.
Случались с певицей на сцене и неприятные, и даже страшные вещи. К примеру, однажды, исполняя свою коронную роль – Кармен – Образцова сломала руку прямо во время оперы. И не сама – ей «помог» партнёр-тенор.
Перед спектаклем певица попросила партнёра в эпизоде со ссорой толкнуть её. Эпизод прошёл и завершился, партнёр ушёл за кулисы, так и не исполнив просьбу Образцовой. «Что ж, забыл – и ладно», – подумала оперная дива. И расслабилась. Как выяснилось – зря.
Буквально через минуту она ощутила сильнейший толчок в грудь. Тенор, как оказалось, вдруг вспомнил о просьбе певицы, выбежал из-за кулис и толкнул свою Кармен. Не ожидавшая уже ничего подобного Образцова неудачно упала и сломала руку.
Как вспоминала певица, она ужасно закричала. После сцены ей заморозили руку, наложили шину, завернули в шаль… И снова выпустили на сцену – доигрывать четвёртый акт. И только после окончания спектакля, прямо в костюме Образцову доставили в больницу.
Трудно это представить, но отец великой оперной дивы, лучшей Кармен всех времён, был категорически против карьеры певицы. Василий Алексеевич Образцов был инженером, в 1954 году его назначили главным конструктором завода «Красный котельщик» в Таганроге, куда семья и переехала из Ленинграда.
Пение он считал крайне несерьёзным занятием. Елене, мечтавшей о сцене, он пророчил унылую судьбу: «Будешь петь в кино перед сеансами!» Василий Алексеевич хотел, чтобы дочь поступила в радиотехнический институт и получила серьёзную профессию.
Но Елена мечтала петь. Экзамены в радиотехнический она провалила, и в тайне от папы поступила в 1958 году в Ленинградскую консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова. Был ли отец доволен? Ничуть! Образцов страшно обиделся на непослушную дочь и не разговаривал с ней после этого проступка целый год.
Интересно, что у самого Василия Алексеевича, по воспоминаниям Образцовой, был прекрасный голос – «фантастический баритон». Он часто пел «Очи чёрные», а его брат, родной дядя Елены, также обладавший отличным баритоном, любил напевать арии из оперы «Князь Игорь». Певица была уверена, что, реши они петь профессионально, великолепная карьера была бы им гарантирована.
Образцова обожала животных, в особенности собак. У неё была целая стая пуделей, которых она часто брала с собой на гастроли. Самого первого пуделя певице подарила подруга. Образцова назвала его Тотошкой, но прожил он недолго – отравился в возрасте года. Певица, по её воспоминаниям, очень тяжело перенесла его смерть. Но с тех она прост влюбилась в эту породу.
Второго пуделя, Дашку, подарили ей поклонники. С Дашкой связана одна из самых забавных историй. На одном из выступлений оперной диве преподнесли букет цветов, и в этот момент раздалась музыка – нужно было петь на бис. Образцова взяла ноту, как вдруг услышала тихий вой из корзинки. От удивления она чуть не уронила свою ношу, в которой, как выяснилось, среди цветов сидел щенок пуделя.
Затем у Елены Васильевны появились пудели Антошка и Кармен. Кармен была уготована особая стезя – она стала артисткой вместе с любимой хозяйкой. Однажды Образцова взяла собачку с собой в Королевский театр в Мадриде, на репетицию «Пиковой дамы». И на входе ей сообщили, что с животными – нельзя.
Певица возмутилась и заявила, что разорвёт контракт, если её не пустят в театр вместе с Кармен. Тогда для пёсика выписали специальный пропуск, в котором было написано: «Кармен Образцова, артистка». Собачка вела себя на репетициях так хорошо, что, в итоге, режиссёр попросил Образцову, которая исполняла роль графини, выйти на сцену вместе со своей любимицей.
Так четвероногая Кармен дебютировала в опере. Как позже рассказывала певица, собачка «отыграла» шесть спектаклей с Пласидо Доминго за скромный гонорар в 150 грамм мяса.
У Елены Образцовой были также пудели Мюзетта, Манон и Мишель. При этом, Мюзетта была дочерью Кармен, роды у которой принимала сама певица. По воспоминаниям Елены Васильевны, в этот момент она просто «почувствовала себя первобытной женщиной».
Елена Васильевна дважды была замужем. От первого мужа, физика Вячеслава Макарова она в возрасте 27 лет родила дочь, которой также дали имя Елена. В определённый момент все заботы о дочери и быте взял на себя супруг Образцовой. Сама она вести быт не могла – большую часть времени звезда была в разъездах на гастролях.
Но мамины гастроли, по воспоминаниям дочери, не слишком беспокоили маленькую Лену: папа воспитал её так, что ей хватало и малой толики внимания от мамы. Однако, когда Образцовой-младшей исполнилось 16, мир для неё треснул пополам: отец и мать развелись.
Певица вышла замуж за дирижёра Большого театра – Альгиса Жюрайтиса. Такого удара её дочь не вынесла. Как позже рассказывала Елена Вячеславовна журналистам, ей казалось, что у неё идеальная семья – и вдруг эту идиллию расколола мать. После этого дочь отдалилась от Образцовой и в течение трёх лет не разговаривала с ней.
Великая певица умерла в 2015 году от лейкемии в немецкой клинике. В её честь в 2017 году в Петербурге назвали сквер в Адмиралтейском районе, на пересечении улиц Писарева и Декабристов.
13 мая 2019 года в родном городе Образцовой стартовал Международный фестиваль искусств «Елена», посвящённый 80-летнему юбилею со дня рождения дивы. Его инициировала в том числе и дочь певицы Елена Макарова. В первый день фестиваля в сквере Елены Образцовой звёзды мировой оперы посадили сирень.
Больше интересных статей читайте на нашем канале на «Яндекс.Дзен».