Депутаты Госдумы предложили решить вечный спор с тонировкой просто: отменить все штрафы за затемненные стекла. Соответствующий законопроект подготовили члены партии ЛДПР. Свое предложение объяснили несколькими причинами. Во-первых, тонировка спасает водителей от слепящего света фар и солнца, во-вторых, помогает экономить! По мнению парламентариев, салон автомобиля меньше нагревается благодаря затемненным стеклам, и это позволяет тратить меньше бензина на кондиционер. Еще один аргумент в пользу полной отмены штрафов — приборы, с помощью которых проверяют светопропускную способность — необъективны, на них влияет температура и нагрев. Если законопроект примут, то штрафы за тонировку могут отменить уже в 2019 году. С плюсами и минусами этой инициативы разбирался 78.ru.
За тонировку выступают многие водители. Объясняют это собственным комфортом. Ведь до сентября 2010 года все ездили с тонировкой, пока не ввели технический регламент, согласно которому светопропускная способность стекла не должна быть менее 70%. Принято такое решение было оглядкой на европейские страны, там подобное требование установили задолго до России. За нарушение — езду с тонировкой — ввели штраф 500 рублей. Кроме того, полицейские имеют право заставить водителя устранить нарушения, в случае несоблюдения требования — отстранить от управления транспортным средством. При этом статистики ДТП, которые произошли из-за тонированной машины, не ведется. Это еще аргумент, на который опираются сторонники отмены запрета на тонировку.
— Непонятно, зачем вообще вводятся эти запреты. Машины все равно тонируют, и у меня есть постоянные клиенты. Их останавливают, они платят штраф, заставляют сдирать, они приезжают опять. Тонировка — это в первую очередь комфорт водителя. Чем ему удобнее, тем безопаснее, — это факт. Я не знаю ни одного случая, когда человек бы попал в аварию из-за темных стекол. А вот из-за того, что его ослепило солнце — знаю. К тому же многие водители проводят в машине больше шести-восьми часов в день, они имеют право хоть на какое-то чувство уединенности, а не чувствовать себя, как в аквариуме, — считает директор тонировочного центра Николай Серединов.
Несмотря на запреты, в Петербурге действует огромное количество мастерских, где предоставляется услуга тонировки. Судя по всему, недостатка в клиентах они не испытывают: самая ранняя запись, которую смогли предоставить — на конец недели. Если опираться на статистику ГИБДД по Петербургу и Ленобласти, только с начала года было остановлено более трех тысяч нарушителей. Любителей тонировки не становится меньше, хотя правоохранители регулярно устраивают рейды.
Большинство автоэкспертов выступают против отмены штрафов за тонировку и сходятся во мнении, что безопасности дорожного движения она все-таки угрожает. Например, стоя в пробке, водитель может увидеть в окно соседнего авто переходящего дорогу пешехода. При этом многие сходятся во мнении, что тонировка — не главная опасность, она, скорее, в конце списка. Эксперты отмечают, что бороться с нарушителями и любителями темных стекол нужно, но действующих мер вполне достаточно, тем более, что для Северной столицы проблема не столь актуальна.
— А вообще для Петербурга — это не большая проблема Петербурга. Изначально такая просьба исходила из южных регионов страны, где она была широко распространена. Подъезжает такая наглухо тонированная машина — и непонятно, всем надо бросаться врассыпную или там добропорядочный семьянин сидит. Да, штраф 500 рублей не такая пугающая сумма, но полицейские могут запретить эксплуатацию транспортного средства, попадется водитель после этого — можно загреметь на 15 суток. Не думаю, что это такое ужасное нарушение, есть более насущные проблемы. В крайнем случае, можно снова снимать номера, как это было в начале борьбы с тонировкой, очень действенная мера, — отметил глава организации автомобилистов «Свобода выбора» в Петербурге и Ленобласти Александр Холодов.
Он подчеркнул, что отмена штрафов — это, скорее, популистское предложение. Что касается тонировки, Россия соблюдает нормы международного права. Если попробовать въехать на машине с затемненными окнами в ту же Финляндию, такая история рискует закончится печально. Холодов также добавил, что гораздо важнее для законотворцев обратить внимание на состояние дорожного покрытия, которое гораздо чаще приводит к ДТП, чем тонировка.
Наряду с предложениями отменить штрафы за тонировку, появляются и другие — например, ужесточить их в десять раз. Такое предложение тоже находит своих сторонников. Здесь опираются на то, что даже если есть небольшая вероятность возникновения ДТП, нужно сделать все, чтобы ее избежать. Тем более, что в европейских странах штрафы значительно выше. В той же Финляндии за слишком темные стекла можно заработать штраф до 500 евро, гражданин России, если попадется на таком нарушении, может также лишится визы. Также эксперты настаивают на том, что запрет тонировки и увеличение штрафов за его игнорировании может не только предотвратить ДТП, но и не позволить скрыть преступление.
— Одной из причин введения тонировки было не только пресечение административных правонарушений, но и преступлений. Как правило, в машине могли скрываться преступники, перевозиться какой-то груз, который за темными стеклами могли бы скрыть. Я считаю, что нужно еще и ужесточать. Зачем они там закрываются? Когда я вижу полностью черную машину, мне некомфортно. Плюс все-таки пресечение административных правонарушений и усложнение работы ГИБДД. Полицейские просто не успеют заметить пересадки, если за рулем, например, был пьяный. Остановили машину — быстро бабушку 70-летнюю пересадили — и нет нарушения, — считает автоюрист Владимир Гарнин.
Он также добавил, что в случае, если в тонированной машине имела место пересадка, доказать ее будет очень сложно. В случае административных нарушений и ДТП без летального исхода и пострадавших криминалистические экспертизы не проводятся, в том числе не снимаются отпечатки пальцев. И виновный в таком случае может остаться безнаказанным.
У ГИБДД относительно тонировки позиция однозначная — отменять нельзя. По словам полицейских, вся процентовка светопропускания, которая установлена в техническом регламенте по допуску транспортных средств, определена не просто так. Например, ночью, в случае, когда нет осветительных приборов на улице, видимость и так плохая, а с тонировкой ее практически нет. Также ссылаются на то, что это затрудняет ориентирование и для других водителей, которые не могут оценить дорожную обстановку из-за чужого затемненного стекла. Что касается погрешности приборов, измеряющих светопропускную способность, ее опровергли.
— Что касается приборов, которые стоят на вооружении, то все они проходят определенную проверку. Как и алкотестеры, перед каждым выходом на смену. Все они соответствуют регламентам соответственным. Мы пользуемся теми же приборами, что находятся и на вооружении у Министерства внутренних дел, — рассказали в пресс-службе УГИБДД по Петербургу и Ленобласти.
Больше интересных статей читайте на нашем канале на «Яндекс.Дзен».