78.ru попросил экспертов НОД «Живой город» и ведущих градозащитников составить перечень реставрационных триумфов и откровенных провалов Северной столицы. Особенный акцент был сделан на объекты, восстановленные в последние годы.
На первое место эксперты поставили деревянную дачу Гаусвальда на Каменном острове на 2-й Берёзовой аллее. Примечательно, что этот объект был восстановлен за счёт средств частного собственника. Изначально его затраты оценивались в 300 млн рублей, а выросли в разы во время работ. Они начались в августе 2017 года. В их ходе были укреплены фундаменты, сохранён сам исторический сруб, демонтирован линолеум и плитка советского времени.
Сама дача была возведена в 1898 году, она считалась первым в России строением в стиле модерн. В советские времена неоднократно перестаивалось, а в 2008 году выяснилось, что объект поражен грибком.
Петербуржцам дача Гаусвальда знакома по фильмам «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Здесь, как решили сценаристы, «проживала» Ирэн Адлер. Дача также попала в кадры фильмов «Дон Сезар де Базан», «Летучая мышь», «Марица», «Без семьи». Завершить реставрационные работы должны до конца года. Ход работ осматривал и действующий губернатор Петербурга Александр Беглов. Он назвал реставрационные работы здесь «хорошим примером отношения собственника к деревянному памятнику, к истории».
«Серебро» оказалось у Уткиной дачи на мысе у впадения реки Оккервиль в реку Охту. Главное здание этого комплекса возвели в 1790-х годах предположительно по проекту выдающегося архитектора Н. А. Львова (автора Главпочтампта, Невских ворот Петропавловской крепости, Приоратского дворца в Гатчине и т. д.)
С 2010 года по 2012 год здание стояло расселённым без света и воды, успев до этого побывать жилым домом. За спасение этого объекта петербургским градозащитникам пришлось биться несколько лет. Стоимость работ изначально оценивалась в 400 млн рублей. Только в 2012 году за восстановление дачи взялась «Интерсия». Однако в 2017 году на этом объекте сменился подрядчик. Компания «Интерсия» обанкротилась и ушла с рынка. Её заменил «Гуар».
Как подчеркнул заместитель председателя Совета по сохранению культурного наследия Михаил Мильчик, на этом объекте имеется большая степень воссоздания, однако всё воспринимается достаточно грамотно с точки зрения экспертов.
Тройку лидеров замыкает церковь Воскресения Христова в Екатерининском дворце в Пушкине. Над её восстановлением трудились три с половиной года — с 2015 года. Реставраторы заверяли, что по завершении работ будет воссоздана атмосфера времён великой императрицы и идеи Франческо Растрелли, автора изначального проекта.
Строительство жемчужины Царского Села началось в середине XVIII века. На закладке первого камня присутствовала вся императорская семья во главе с Елизаветой Петровной. Завершилась реставрация в апреле этого года. Спонсором восстановления объекта стал «Газпром».
На четвертое и пятое место эксперты поставили результаты работы реставраторов, трудившихся над восстановлением дачи Вавилова и деревянного дома Каннабио здесь же в Пушкине.
«Золото» в антиноминации на худшие образцы реставрации эксперты отдали восстановленному в 2012 году Летнему саду. Как отметил один из экспертов, пожелавших остаться неназванным, это, по существу, «диснейлэнд, а не памятник больше».
— Летний сад — резко отрицательный пример, потому что там речь идёт не о реставрации, а о воссоздании гипотетического облика времён Петра I, — констатировал Михаил Мильчик.
Объект восстанавливали более двух лет. На воссоздание потратили рекордные 2,3 млрд рублей. В ходе работ обсуждалась и скандальная для горожан идея сделать вход платным.
В 2011 году претензии к реставрации предъявила и Счётная палата. Её экс-глава Сергей Степашин заявил, что по результатам проверок стоимость работ должна уменьшиться вдвое — с 2,3 млрд рублей до 1,15 млрд. В итоге потрачено оказалось 2,7 млрд рублей.
На втором месте оказался после реставрации Никольский рынок на Садовой, 62. Объект был возведён в 1789 году и располагается на территории между Садовой улицей, Крюковым каналом, Щепяным и Никольским переулками. На реставрационные работы там потребовалось восемь лет, а стартовало всё ещё при экс-губернаторе Валентине Матвиенко.
Так, в 2010 году Никольский рынок приобрело ЗАО «Никольские ряды». Компания планировала инвестировать в преобразование памятника 6,6 млрд рублей. Реализовать проект хотели к 2013 году. Затем объём инвестиций уменьшился до 3,3 млрд рублей.
При воссоздании этого объекта, которое завершилось лишь летом 2018 года, значительная часть конструкций была снесена и отстроена заново. В частности, летом 2014 года комплекс лишился внутренней аркады Никольского рынка. В КГИОП тогда заявляли, что сохранить её было уже нельзя из-за плохого состояния. По мнению градозащитников, всего было демонтировано почти 70% подлинных исторических конструкций.
«Бронза» в антирейтинге досталась ДЛТ. В обновлённом формате старейший универмаг в городе заработал в 2012 году, на его «воссоздание» потратили 2,2 млрд рублей. Всего работы шли семь лет. «Какой-то новодел по мотивам, такое ощущение, что с улыбкой благодетеля, заботящегося о сохранении исторического наследия, тебе втюхивают нечто нелепое и новое, точно также, как с „Летним садом“ — название старое вроде есть, а самого прежнего, подлинного Летнего сада, уже нет», — отмечали тогда в социальных сетях участники движения «Живой город» (орфография и пунктуация приведены авторские — прим. редакции).
Четвёртое и пятое место поделили решётка сада у Михайловского замка и Спаса-на-Крови и обновлённый парк Монрепо в Выборге. Реставрация последнего объекта близка к финалу. При этом в январе этого года в парке Монрепо разразился грандиозный скандал из-за планов по сносу Главного усадебного дома. Историческое здание собирались разобрать, а потом восстановить из новых материалов с использованием некоторых оригинальных элементов.
Поводом для опасений за судьбу усадебного дома стала история с «реставрацией» Библиотечного флигеля здания. В 2018 году пристройка была демонтирована, но проектные решения вызвали жёсткую критику экспертов-реставраторов по деревянной архитектуре
Как пояснили в «Живом городе», составить как «положительные», так и негативные списки достаточно трудно. Поскольку в городе слишком много объектов, дело до которых вообще не доходит. Потому уже сам себе факт начавшейся реставрации памятника — это хорошо, другой вопрос, всё-таки, с каким качеством проводятся работы. Ещё один эксперт на условиях анонимности констатировал, что по большому счёту «достойных образцов» вообще нет, однако приходится выбирать «худшее из зол». Между тем, в советские времена реставрационная школа Петербурга считалась одной из лучших в мире. Что с ней случилось в последние годы и почему она утрачивает свою славу, можно узнать из нашего материала.
Больше интересных статей читайте на нашем канале на «Яндекс.Дзен».