Пожалуй, одним из самых многочисленных и развитых петербургских сообществ, созданных с целью взаимопомощи, является группа в соцсети «ДТП ЧП». Паблик, в котором на данным момент числится уже миллион человек, используется автомобилистами для того, чтобы делиться информацией об авариях, пробках и различных дорожных происшествиях, а также просить помощи – и помогать друг другу.
Информация о практически любом ДТП, случившемся в Петербурге, через считанные минуты становится достоянием общественности благодаря участникам сообщества. Они публикуют фото, видео с места событий, адреса и подробности, предупреждая автолюбителей города о том, что в месте аварии движение затруднено. И всё – без помощи каких-либо официальных служб, чисто на энтузиазме горожан.
Нередко застрявшие где-то в непролазной грязи автовладельцы просят помощи у участников сообщества – вытянуть машину тросом, «прикурить» севший аккумулятор или просто подтолкнуть. И помощь, как правило, приходит от единомышленников очень быстро.
Автомобилисты Петербурга – вообще исключительно сплочённое сообщество, члены которого готовы помочь друг другу в любой сложной ситуации. Даже такой печальной, как угон любимой «ласточки». В нашем городе есть люди, у которых есть очень полезное хобби – поиск пропавших и угнанных автомобилей. Сами «автомобильные ангелы» именуют себя довольно незатейливо – файндеры.
Несколько лет назад файндеры Петербурга объединились в официальное общественное движение под названием «Угонам.нет». У участников этого сообщества есть не только группы в соцсетях, но и целый одноименный портал, созданный при содействии ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленобласти.
Создание портала преследовало одну цель – дать возможность горожанам самым простым способом сообщать о подозрительных автомобилях, замеченных ими в своих дворах или на улицах города. По словам членов сообщества, угонщики, как правило, действуют похожими методами: уводят интересующее их авто, после чего на какое-то время оставляют его «отстаиваться» во дворах неподалёку. В этот момент файндеры и могут заприметить машину – и помочь с её возвратом разбитому горем хозяину.
На портале и в паблике сообщества в соцсети можно рассказать о подозрительной машине, замеченной вами, указав место, номер и приметы. А правоохранители проверят по базе, находится ли машина в угоне. Но, хоть сообщество и работает в сотрудничестве с МВД, без добровольцев-файндеров его существование вряд ли оказалось бы возможным.
Можно сообщить в «Угонам.нет» и о собственной угнанной машине, чтобы активисты знали, что искать в укромных дворах. Судя по записям в паблике сообщества, машины, действительно, находят. Конечно, далеко не все. Но и несколько счастливых автовладельцев – уже большой плюс.
Впрочем, у любой хорошей и благой инициативы всегда есть «хвост» из аферистов, которые пытаются нажиться на доброте и желании людей помочь ближнему. И этот факт становится, как ни странно, поводом для нового витка взаимопомощи.
К примеру, создание общества «Угонам.нет» послужило толчком к активным действиям мошенников, обманывающих людей в социальных сетях. Заметив это, активисты создали новую группу – по «отлову» уже этих злодеев.
Петербуржцы, столкнувшиеся с интернет-аферистами, рассказывают о них, а также о схемах «развода». Имена и страницы мошенников выкладываются в паблике, а по самим схемам можно уже написать целый самоучитель.
Так, к примеру, обманщики в соцсетях часто пишут автомобилистам, разместившим пост об угоне их машины, от имени собственно угонщиков. Могут заявить, будто автомобиль «угонялся под заказ», но заказчик отказался – и хозяин теперь может забрать машину за небольшое вознаграждение. Которое, конечно, нужно перечислить мошеннику немедленно и без каких-либо доказательств с его стороны.
Бывает, что аферисты одевают маску «работников автосервиса», которые якобы заметили в своём сервисе подозрительное авто. И «покопавшись в интернете», такие «благодетели» находят хозяина и предлагают помощь за «чисто символическое» вознаграждение.
На самом деле, схема всё та же: в паблике мошенник находит объявление о поиске от хозяина угнанного авто, и «натыкается» на нужную машину, не вставая с дивана.
Есть и другие интересные схемы: например, аферисты составляют красивые объявления от лица целых «фирм» и «частных агентств», якобы занимающихся поиском угнанных машин. Вам даже могут прислать договор, но после того, как вы отправите мошенникам деньги – помощи от очередной компании «Рога, копыта и старые покрышки» вы не дождётесь.
Мошеннических схем очень много, от простых телефонных звонков на платные номера до предложения оформить страховку на машину задним числом. Конечно, «чуть за большие деньги». Все эти попытки аферистов надуть и без того опечаленных людей заботливо собирают в один интернет-архив администраторы сообщества «Угон лохотрон». Проштудировав записи паблика, можно спасти себя от множества необдуманных поступков.
На общественных началах сердобольные петербуржцы ищут не только машины и мошенников, но и пропавших людей. За объявлениями о пропаже того или иного человека, расклеенными на столбах, стоят вполне реальные люди – добровольцы. В соцсетях и интернете у них, конечно, тоже есть сайты и сообщества.
Уже более восьми лет в Петербурге действует поисковый отряд добровольцев «Лиза Алерт». Волонтёрское некоммерческое общественное объединение возникло в 2010 году в Подмосковье, после того, как неравнодушные решили отправиться на поиски пропавшей девочки – пятилетней Лизы Фомкиной.
Лизу нашли на десятый день уже погибшей, и тогда участники поисков решили создать сообщество, которое не допустило бы подобных трагедий. В том же 2010 году отделение «Лизы Алерт» появилось и в Петербурге.
В первую очередь, волонтёры сообщества ориентированы на поиск пропавших детей. Ребёнок не обязательно может быть похищен – часто дети просто теряются на улице или убегают от зазевавшихся родителей. Тогда волонтёры могут найти потеряшку достаточно быстро, подняв по тревоге всех участников сообщества в округе.
Гораздо хуже дела обстоят, если ребёнок теряется в лесу. И тут, подчёркивают участники сообщества, они являются лишь помощниками в работе МЧС. Волонтёры на совершенно безвозмездной основе «прочёсывают» местность, «выкрикивают» потерявшихся – и часто поиски заканчиваются успешно.
Впрочем, теряются не только дети. Также очень часто пропадают пожилые люди, которые уже плохо ориентируются в городе. С пометкой «ушёл из дома и не вернулся» нередко появляются и фото взрослых разного возраста. Всех их добровольцы ищут по мере сил. И большинство, к счастью, находят живыми.
Никакие денежные пожертвования общественная организация не принимает – чтобы не создавать дополнительные бюрократические сложности, отнимающие драгоценное время. А вся работа по поиску людей осуществляется волонтёрами бесплатно.
Отметим, что «Лиза Алерт» – не единственная общественная организация. занимающаяся поиском пропавших. К примеру, буквально в январе 2019 года в Ленобласти появился поисково-спасательный отряд «Полярная звезда», который привлекает волонтёров для поиска людей, а также занимается их обучением и подготовкой.
Помочь друг другу петербуржцы готовы и в не опасных для жизни ситуациях. Довольно давно существуют группы в соцсетях, где люди отдают даром не нужные им, но вполне пригодные к использованию вещи – от одежды до техники. Кроме того, делятся горожане и самым необходимым – едой.
В Петербурге уже много лет существует и процветает такое общественное движение как фудшеринг. Само движение появилось в Германии в 2012 году – его активисты ратовали за спасение пригодных в пищу продуктов от утилизации.
В Европе, как известно, к еде на полках магазинов требования весьма высокие, и необходимость выбрасывать вполне нормальные, но не нужные или не соответствующие каким-то параметрам продукты многих экологических активистов чрезвычайно печалит.
В Петербурге ненужными продуктами в рамках фудшеринга делятся друг с другом простые горожане. В сообществе идеологов этого движения можно найти как домашние варенье и соленья, которых, как это часто бывает, заготовили слишком много, так и коробки конфет от решивших сесть на диету или пачки пельменей от петербуржцев, собравшихся разморозить холодильник.
Почти каждый день горожане готовы делиться и домашней едой, которой приготовили слишком много – от горохового супа до пасты с креветками, от борща до домашнего торта. В таких случаях, конечно, каждый действует на свой страх и риск.
Случается также, что привыкшие не выбрасывать еду ни в коем случае горожане «старой закалки» хотят поделиться просрочкой. Предлагают и молочные продукты, и мясо с истёкшими сроками, и даже детское питание. К такой помощи всё-таки следует относиться с большой осторожностью.
Есть в группах фудшеринга и бесспорные плюсы: к примеру, многие городские пекарни, продающие только свежую выпечку, по вечерам отдают бесплатно испечённые в этот же день булочки и хлеб.
Правда, и тут не обходится без нечистых на руку и помыслы граждан. Так, многие участники петербургского сообщества по фудшерингу в соцсетях жалуются, что практически под каждым объявлением первыми просят отдать им продукты одни и те же люди.
Как правило, эти «любители халявы» чуть ли не профессионально сидят в подобных пабликах, собирая бесплатно всё, что можно. Раздражают они и участников различных групп тематики «отдам даром» – из-за них коляска, которая могла бы пригодиться молодой матери, попадает к перекупщикам, а ноутбук, необходимый школьнику для учёбы, оказывается на «Авито».
С ними администраторы пытаются бороться – с переменным успехом. У всех есть свои способы. К примеру, некоторые пекарни отдают свою выпечку вечером только небольшими наборами (к примеру, батон и две разные булочки), и только тем, кто, к примеру, ещё не брал у них вкусности на текущей неделе.
Есть в нашем городе и другие виды «шеринга»: к примеру, «стройшеринг» или «аптекашеринг». В первом случае горожане делятся стройматериалами, оставшимися от ремонта квартиры или постройки дома, во втором – лишними медикаментами.
Сердобольные активисты фудшеринга, между прочим, периодически устраивают в городе бесплатные обеды для всех желающих. Все блюда на этих благотворительных трапезах они также готовят из «спасённой» еды.
Среди таких продуктов, к примеру, регулярно используется окара – побочный продукт производства соевого молока, та самая «соевая спаржа». А ещё – лишние овощи и фрукты с дачных участков петербуржцев.
Больше интересных статей читайте на нашем канале на «Яндекс.Дзен».