В облике этого художника — ничего человеческого. Даже вместо палитры — пластиковый коробок-смеситель. Зато в металлической душе он — творец.
Робот аккуратно промакивает кисточку, делая пробный мазок, словно настоящий художник. Только, в отличие от него, покидать рабочее место он не будет вплоть до завершения картины. Пока что она у него в электронной голове.
Изобретатель радио Александр Попов — неслучайно один из первых его «натурщиков». Это первый ректор электротехнического вуза, где три года назад робота-живописца начал обучать инженер молодежного НИИ, доцент, а по совместительству художник-любитель Артур Каримов.
Самое сложное для такого подмастерья пока смешивать цветные краски, в то время как рисовать монохромные полотна со всеми оттенками серого робот уже умеет. На один портрет у него уходят примерно сутки. Только за этой кистью стоит не вдохновение, а алгоритмы. Тысячи алгоритмов!
За три года он уже научился писать как выпускник «художки», и совсем скоро научится творить в цвете, добиваться пространственной перспективы и даже пробовать копировать чужой стиль. Ведь собственный, говорят его авторы, он уже выработал.
— В картинах есть что-то от импрессионизма, но с упором на графику. Да, эти работы скорее выглядят графично, нежели живописно, но это дело времени. Спустя какое-то время машина будет писать так же, как настоящий художник, — говорит руководитель художественной студии ЛЭТИ Сергей Леонов.
Леонов не без гордости называет себя художественным руководителем проекта по созданию роботов: профессиональных живописцев до этого не привлекали нигде в мире. А ведь именно художник помог изобрести универсальную кисть и объяснил принцип наложения и компоновки мазков. Но главное — не испугался прогресса.
Молодежный НИИ электротехнического университета за два года запустил десятки проектов, от криптографии в платежных системах и пластиковой 3-D печати — до электронного мониторинга опыления растений. Эти изобретатели выигрывают гранты и еще студентами сотрудничают с корпорациями и вузами мира.
Важно помнить, что нашествие роботов для питерских инженеров — не угроза, а будущее, и следующее поколение компьютерных «художников» научат уже реставрации мировой классики.