Прямой эфир

Эко-туризм. Почему он приносит доход во всем мире и буксует в России?

Светлана Коваленко
9 июня 2019, 14:15
Россия зарабатывает на эко-туризме в 50 раз меньше небольшой по площади Кении. Тем не менее, в РФ все-таки неспешно развивается такое его модное направление как глэмпинг. Флагманом в нем грозится стать Ленобласть.
Фото: globallookpress.com/ Konstantin Mikhailov

Мировой доход от модного в последнее десятилетие эко-туризма оценивается в 170-300 млрд долларов. Россия получает этого «пирога» только чуть более одного десятка миллионов долларов. Но с каждым годом число «экологических» туристов в стране растет на 20-30%. Что мешает развитию эко-туризма, и почему сейчас он не привлекателен для инвестиций отечественного бизнеса, эти вопросы обсудили участники сессии «В гармонии с планетой. Экотуризм: глобальный тренд или модное увлечение?» на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) 2019.

Для благотворителей исключительно

Как рассказал на примере Сихотэ-Алинский заповедника, Лазовского заповедника и национального парка «Бикин» руководитель аппарата правительства РФ, председатель наблюдательного совета Центра «Амурский тигр» Константин Чуйченко, пока что инфраструктура для эко-туризма в РФ создается в основном за счет благотворителей. При этом с местным населением возникают недопонимание, если оно также не получает комфортной среды.

Так, в «Бикине» все началось со строительства амбулатории со стационаром, служебного жилья для работников парка, в перспективе — открытие дома быта.

— И только так нам удалось снять негативное отношение местных жителей. Всю инфраструктуру, которую создаем, мы дарим. Оговорюсь – это спонсорские благотворительные деньги. И это большие деньги с очень медленным периодом окупаемости, потому не думаю, что такие проекты могли бы быть интересны частному бизнесу, — подчеркнул он.
Фото: Заповедная природа Санкт-Петербурга в vk.com
Фото: Заповедная природа Санкт-Петербурга в vk.com

Так, в одном из объектов были созданы туристические тропы с возможностью для туристов остановить на ночь в коттедже. Всего построили 5 домов за 5 млн рублей каждый. Их собираются сдавать за 10 тысяч рублей в сутки. Туристический сезон длится 80 дней. Таким образом за это время можно будет собрать 800 тысяч рублей. Но будут еще затраты на зарплаты персоналу, коммунальные расходы и т.д. Таким образом, окупить один дом удастся не раньше, чем через 10-15 лет.

— В любом эко-туризме стоит двуединая задача: сохранить и показать. Естественно, показывать для сохранения надо с ограничениями. А такими принципами частный бизнес не может себе позволить руководствоваться. Потому что, если это кредитные деньги, то встает вопрос самоокупаемости, обязательств перед банком, — пояснил Константин Чуйченко

А на Западе могут

Руководитель Федерального агентства по туризму (Ростуризм) Зарина Догузова привела данные исследования ведомства, согласно которым мирровый годовой доход от эко- туризма оценивается в пределах от 170 до 300 млрд долларов. По информации Всемирной туристкой организации, доля экологического туризма в мировом туризме составляет 10%. Около 30% туристов идентифицируют себя как эко- туристы. А в России доля эко-туризма не превышает 2%, хотя рост данного направления ежегодно оценивается в 20-30 %. В США только посещение природных территорий приносит доходы в размере в 14 млрд долларов, в Австралия — 3 млрд долларов, в сравнительно небольшой по площади Кении — 450 млн. долларов.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru
— У нас в России речь идет только о 11,7 млн. долларов. Это в 50 раз меньше Кении, — рассказала Зарина Догузова.

При этом в США на территориях рядом с заповедниками туристы в прошлом году потратили 18 млрд долларов. В Австралии 1 инвестированный в такие объекты доллар приносит 7 долларов дохода.

— В принципе в мире странам удалось выстроить модель, при которой эко- туризм становится доходным для бизнеса. Но у нас в тех реалиях, которые есть с жесткими законодательными ограничениями по сохранению заповедником, участие предпринимателей в развитие туристической инфраструктуры становится практически невозможным, — согласилась Зарина Догузова с Константин Чуйченко.

Список проблем бесконечен: элементарная неинформированность населения, куда можно поехать, неграмотные специалисты-гиды, космические цены на перелеты в отдаленные уголки РФ, непродуманная транспортная логистика.

Фото: pxhere.com
Фото: pxhere.com

Нет и единых по всей стране стандартов создания туристических троп, когда каждый субъект должен «самостоятельно выдумывать велосипед».

При этом люди элементарно не знают, куда можно поехать. Кроме того, существует проблема космических цен, отсутствие инфрастуктуры и логистики поездок. Полное отсутствие маркетинга, специалистов. Нет стандартов создания троп, объектов туристкой инфраструктуры.

Чтобы решить эти проблемы Зарина Догузова предложила выбрать несколько регионов-«пилотов», на которых и отработать инструментарий.

Ставка на гламур

По словам главного редактора телеканала «Живая природа» Марии Моргун, в последние годы в России набирает популярность такой вид эко-туризма как глэмпинг. Это комбинация английских слов «гламурный» и «кэмпинг». Туристы выезжают на природу, но при этом могут воспользоваться всеми благами цивилизации. Одним из лидеров среди регионов в этом направлении считается Ленинградская область. Как заверила Мария Моргун, на сайте «Booking.com» можно найти много интересных предложений по глэмпингу в 47 регионе.

 Фото: эко-отель «Лес» в vk.com
Фото: эко-отель «Лес» в vk.com

Справедливости ради стоит отметить, что поиск непосредственно на ресурсе ничего не выдает. Однако если набрать в интернете «глэмпинг в Ленобласти на Booking.com», то предложения появляются. Так, в эко-отеле «Лес» ночь на двоих взрослых обойдется в 5 тысяч рублей. Столько же примерно будет стоить снять номер в трехзвездочной гостинице на Кипре по системе «все включено».

Впрочем, глава 47 региона Александр Дрозденко уверен, что за глэмпингом в Ленобласти будущее.

— Современных туристов уже не удивишь пятизвездочным отелем, им нужен кайф. Именно кайф от слияния с природой. Конечно, они не будут брать воду из реки и греть ее в котелке. Для таких гламурных туристов создаются особые условия, но на природе, — поделился он, добавив, что есть и другой немаловажный аспект – противодействие местных жителей и экологических активистов, которые не хотят пускать «чужаков», готовых все затоптать.

«А всех «за рубашку» не схватишь и не одернешь. Единственный выход здесь – это создавать организованные тропы, проходя по которым туристы бы наносили минимальный вред окружающей природе», - отметил глава Ленобласти.

В пример он привел Линдуловскую рощу, где можно не только походить пешком, но и проехать на велосипеде.

Фото: Особо охраняемые природные
территории Ленинградской области
Фото: Особо охраняемые природные
территории Ленинградской области

Отметил Александр Дрозденко и то, что власти региона часто сталкиваются с ситуацией, когда возникают стихийные туристические стоянки. Они, кроме пожаров и мусора, ничего не несут. Такие стоянки возникают и из-за велосипедистов. Между тем, например, в 2018 году были анонсированы планы по созданию велодорожки «Иматра — Светогорск» в Ленобласти за 2 млн евро. О бюджетных инвестициях в инфраструктуру для клэмпинга пока ничего не известно.

— Понятно, что пока бизнесу это не очень интересно. Ведь рекреационные зоны сдаются в аренду по высоким налоговым ставкам. И это дело федерального центра. Но, очевидно, что глемпинг — это тренд для территорий около больших мегаполисов. Не собрать эти деньги было бы грешно, — заключил Александр Дрозденко, так и не пояснив, кто же тогда будет развивать направление.

Вице-президент, управляющий директор по Европе, Ближнему Востоку и Африке, «Booking.com B.V.» Андреа Д'Амико был вынужден констатировать, что хоть глэмпинг это и модно в настоящее время, но он обходится дороже потребителю, чем обычный туризм. И так происходит во всем мире, а не только в России. Например, в тех же США в Пенсильвании ночь в глэмпинг отеле стоит 129 долларов.