– Весь мир сейчас соревнуется в том, чтобы кино снималось в их городе, регионе, штате, стране. Это уже приняло характер очень актуального тренда. Практически половина стран мира принимает участие в этой гонке, а во второй половине кино не снимается в принципе. Чтобы нам быть конкурентными, нам нужно вступить в эти ряды! Тем более, нам есть, что предложить: в плане пейзажей, компетенций и прочего.
Такое мнение высказал на Международном экономическом форуме в рамках дискуссии, посвящённой кинопроизводству, руководитель кинокомпании СТВ и председатель правления Ассоциации продюсеров кино и телевидения Сергей Сельянов.
Главной темой, вызвавшей горячие споры, была дружественная политика стран мира по отношению к представителям киноиндустрии. Как подчеркнул Сельянов, главное – чтобы деньги шли в страну, чтобы у нас хотели снимать и европейские, и голливудские режиссёры.
Почему практически никто не едет в Россию создавать кино, несмотря на нашу невероятную природу и огромное культурное наследие? Всё просто. Как отметили участники дискуссии, в России в этом плане дела обстоят «недостаточно френдли».
Известный продюсер Джонатан Олсберг, приехавший в Петербург на эту встречу, отметил:
– Мы живём в уникальное время – я имею в виду производство телесериалов. Спрос на них расширяется в огромном масштабе. Есть потоковые сервисы, такие, как «Нетфликс», сейчас и Голливуд открывает подобный сервис. Только «Нетфликс» потратит в этом году 13 миллиардов на производство и покупку контента. А это больше, чем все голливудские студии тратили в предыдущие годы!
Олсберг подчеркнул, что кино сейчас становится «мощной силой», связанной со множеством других сфер человеческой жизни, от музыки до мира моды. Поэтому на всей планете происходит сейчас революция в экономике этой области искусства.
– Эта творческая сфера создаёт новые рабочие места. Данные рабочие места не находятся под угрозой, роботы не вытеснят специалистов этой отрасли! Это отрасль будущего, – заявил именитый продюсер. – Именно поэтому многие страны и регионы выстраивают свои стратегии по развитию в сфере кино.
Одной из главных «плюшек», привлекающих сегодня в страны мира режиссёров и кинопродюсеров, является система так называемых рибейтов. Рибейт – это часть денег, потраченных на производство фильма, которые государство согласно возместить создателям кинокартины. Исключительно за то, что кино снималось на территории данной страны, создавая тем самым рабочие места, а также бесплатно рекламируя регион.
– 97 стран используют рибейты, чтобы развивать внутреннюю национальную систему производства, – рассказал Джонатан Олсберг. – Таких стран и регионов десятки, и у вашей страны есть инфраструктура, люди, техника. В США наиболее преуспевающий в этом плане штат – Джорджия. Десять лет назад у них было меньше 100 тысяч футов площадей киностудий, а теперь более 2 млн футов. Они ввели систему рибейтов от 20 до 30%.
Это значит, что создатели кино, предоставив необходимые документы, могут после съёмок получить от страны до 20-30% бюджета картины назад. Что, без сомнения, привлекает киношников.
А как обстоят дела с этой системой в России? Ещё два года назад никаких рибейтов у нас не было. Только в 2017 году стартовал эксперимент с рибейтами для развития киноиндустрии в РФ, и среди десяти пилотных регионов оказался также Санкт-Петербург.
В 2017 году формировалась нормативная база, в 2018 систему рибейтов уже можно было опробовать. Но к резкому росту привлечения в Россию в целом и Петербург в частности представителей кино это пока не привело.
Как отметил Сельянов, самая важная в этой политике цель – это развитие экономики регионов. О развитии данной системы в Петербурге на дискуссии не упоминалось, зато на встречу прибыл губернатор Ульяновской области Сергей Морозов. В его регионе данную стратегию уже начали внедрять.
Морозов отметил, что в последнее время креативная индустрия стала ему не менее интересна, чем, к примеру, производство автокомплектующих.
– Мы создали целую систему субсидий, которая позволяет тратить на систему грантовой поддержки фильмов не менее 30% от затрат на производство, – поделился губернатор Ульяновской области. – Кроме этого, мы создали школу для подготовки ребят к кинопроизводству. Уже был первый выпуск, и это не может не радовать. А главное – мы стали разговаривать на общем языке! Несколько фильмов и сериалов уже произведено на территории Ульяновской области, и они хорошего уровня.
На все эти радостные признания довольно резко отреагировал режиссёр Фёдор Бондарчук. Основатель кинокомпании «Арт Пикчерс Студия» и председатель совета директоров киностудии «Ленфильм» на вопрос о том, какие ещё есть проблемы по привлечению кинопродюсеров в регионы, отрезал:
– Главная проблема в голове.
И уточнил:
– Я понимаю Владимира Ростиславовича Мединского, потому что у министерства культуры на любой вопрос есть желание реализовать инициативу. Но работу за региональные власти он делать не будет. Как и мы. Мы вынуждены снимать, например, в Краснодарском крае, потому что он нам подходит по локации. Но с точки зрения экономики там ничего нет!
Фёдор Бондарчук отметил, что лично он больше не хочет «ввязываться в региональные истории», потому что, с его точки зрения, не кинопродюсеры должны уговаривать местные власти, а местные власти должны всеми силами завлекать представителей киноиндустрии.
– Вы меня не уговорите, чтобы я у вас снимал, – заявил режиссёр. – Я три месяца проводил съёмки в Венгрии, потому что там система рибейтов работает изумительно, это 28%. А когда приехал обратно, коллеги из Болгарии, услышав, что большая студия снимала в Венгрии и им понравилось, приехали рекрутировать нашу студию. Вот так работает весь мир. А вы нам не нужны.
Правда, Фёдор Бондарчук отметил – региональная молодёжь и российская природа всё же востребованы. Но вот «выполнять социальный заказ» он больше не собирается:
– Сами снимайте про свой любимый край! А нам создайте условия. Не хотите – не надо, создаст другой регион. Эффективно сейчас работает только один регион в стране – Москва, она справляется с несколькими большими продакшенами. Не мы должны тратить время, изучая, где какие рибейты, а вы. Не мы должны плясать перед вами, уговаривать, а вы должны говорить: вот, у нас хорошо! И мы, возможно, приедем.
Сейчас, рассказал режиссёр, он вынужден снимать в Краснодарском крае – но только из-за его красот. В остальном же – дорого и неудобно. И если всё останется так же, то он предпочтёт «снимать Россию в Венгрии».
– А Чернобыль будут снимать в Литве, потому что там рибейты высокие!
На дискуссии своим опытом в создании отечественного кино за рубежом поделился и петербургский режиссёр Алексей Учитель. В его планах – съёмки фильма «Цой» совместно с Латвией, экранизация романа Гузель Яхиной «Дети мои» вместе с Германией и съёмки «Китобоя» с Бельгией и Польшей. В некоторых странах, действительно, условия исключительно привлекательные, отметил Учитель:
– Интересный опыт у нас был в Латвии, там двойная система: есть федеральный рибейт, который возвращает до 25%, и рижский, это ещё 25%. И это уже совсем интересно. То есть если у вас есть съёмки и в Риге, и в других регионах Латвии, могут вернуть до 50% от затрат на фильм.
Режиссёр предложил при разработке отечественной системы рибейтов взять этот опыт на вооружение, и создавать не только региональные, но и федеральные схемы поддержки кино.
Алексей Учитель также рассказал, что в Бельгии и в Польше он и его съёмочная группа столкнулись с неожиданной проблемой:
– Мы проходили серьёзный питчинг и получили там финансирование. Бельгия возвращает нам 50% от затрат. Но парадокс в том, что большую часть фильма мы снимаем на Чукотке. А Чукотку мы не можем снимать в Бельгии! И мы можем эти деньги тратить только на постпродакшен. Мы пытались построить диалог, потому что главное – это именно съёмки на Чукотке, как туда добраться и так далее. Получается, у нас есть деньги от двух стран, но тратить мы их можем только на постпродакшен, что совершенно не эффективно.
Петербургский режиссёр подчеркнул: данный вопрос очень важен и интересен, и в России необходимо более пристально изучать эту систему.
Вячеслав Муругов, генеральный директор ООО «СТС Медиа», в контексте темы развития регионов отметил:
– На международном уровне и Москва, и вся Россия – это регион. Причём регион недооцененный. Как увеличить привлекательность нашего контента? Сейчас «Нетфликс», действительно, огромная мировая платформа, для которой неважно, в какой стране произведён контент. «Нетфликс» популярен во всём мире, а Россия тут только набирает обороты. Надо развивать нашу привлекательность!
При этом, по мнению продюсера, потенциал у России есть:
– Когда к нам приезжают иностранные продюсеры и видят наши возможности, они поражаются. Значит, здесь мы определённый барьер уже преодолели.
Больше интересных статей читайте на нашем канале на «Яндекс.Дзен».