— Когда я прочитала роман, я подумала: какой кинематографичный материал! Мне даже в голову не пришло допустить мысль, что я могу это сыграть, — эмоционально поделилась актриса.
В конце февраля 2019 года завершились съёмки сериала по нашумевшему роману казанской писательницы Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза». Главную роль в исторической драме сыграла Чулпан Хаматова, также родившаяся в Казани. Интересно, что сама Яхина признавалась: создавая «Зулейху», она представляла на месте своей героини именно Чулпан.
— Для меня это огромная честь, конечно, — призналась актриса. — Этот роман сначала был сценарием, потом из сценария превратился в роман. Видимо, я со времён сценарной работы осталась в сознании у Гузель и потом перешла в книгу.
Видео: 78.ru
«Круговорот» Чулпан Хаматовой в произведении землячки завершился: сериал готовится к выходу в свет. Актриса рассказала, что на съёмках, которые проходили в её родном Татарстане, испытывала огромное наслаждение. Но почему же ей сложно было представить себя в образе Зулейхи?
— Потому что это правда роль-подарок, персонаж мечты. От затюканной, закомплексованной девочки — хотя она уже взрослая, в начале романа ей 30 лет — ничего не умеющей, не отвечающей за себя, за свои поступки, пройти этот трагический путь и стать личностью, стать матерью, начать нести ответственность за другого человека — это, конечно, очень объёмный драматургический материал, и любая актриса была бы счастлива это играть. И когда я услышала, что, оказывается, я так или иначе планировалась в идеях, я была страшно счастлива.
Роман, опубликованный в 2015 году, рассказывает историю раскулаченной татарки Зулейхи. Её муж был убит, а саму женщину отправили в Сибирь, по маршруту каторжников. О страшном времени, о выживании в тайге, об одиноких родах в лесу и становлении характера и рассказывает книга. За своё дебютное произведение Гузель Яхина получила сразу две крупные премии: «Большая книга» и «Ясная Поляна».
Вместе с Хаматовой в сериале сыграли Сергей Маковецкий, Александр Баширов, Юлия Пересильд и многие другие известные актёры. В результате, отметила Чулпан, получилось совершенно новое произведение. И зрителям актриса рекомендовала не ждать от сериала прямого переложения книги и «не сравнивать свои собственные ассоциации после прочтения романа с фильмом»:
— Потому что каждый человек, когда читает роман — он читает свой роман, он видит свою героиню, свою историю. Поэтому, когда вы будете смотреть это кино, лучше просто, наверное, отпустить сознание.
По словам актрисы, из-за «непопадания» в её собственную фантазию ей пришлось немало понервничать. Но позже она всё-таки смирилась:
— Мы не попали даже в ту историю, которую я видела у себя в голове, и это нормально. Потому что у меня своя история, у моего партнёра — своя история, у режиссёра своя, у оператора другая история. Был момент, когда я очень переживала, а потом я поняла, что так и должно быть. Да, я не могу творческую команду художников втащить в свой мир. А мне казалось, что именно я правильно понимаю этот роман. Но, на самом деле, я заблуждалась, и так не бывает.
Буквально несколько дней назад, 27 мая завершились съёмки другого фильма с Чулпан Хаматовой в главной роли — «Доктор Лиза». В драме режиссёра Оксаны Карас рассказывается о жизни одного из самых удивительных людей нашего времени — враче и общественном деятеле Елизавете Глинке.
Актриса призналась, что расставаться с коллегами по съёмочной площадке было очень грустно. В фильме снялись также Константин Хабенский, Тимофей Трибунцев и Юлия Ауг.
— Люди подобрались уникальные, все с чертами доктора Лизы, человека неравнодушного, очень пульсирующего, вплотную готовые соприкоснуться с чужой проблемой, чужим горем, — рассказала Чулпан Хаматова. — Какие-то все там были особенные, и расставаться с ними было тяжело.
Приоткрывать завесу тайны над сюжетом актриса отказалась, однако согласилась описать его двумя словами:
— Пара слов — «один день». Она утром уходит на работу и вечером возвращается домой. И вот в течение этого дня с ней происходят всякие происшествия.
При этом, Чулпан Хаматова уверена: фильм-памятник совершенно не нужен.
— Честно говоря, я не очень понимаю затею снимать кино только в память о ком-то. Если это кино не даёт больших впечатлений, чем память, кино снимать не надо. Такое кино никому не нужно. Поэтому и кино просто в память о Лизе, которую я очень любила, не имеет смысла.
Чтобы «вдохнуть жизнь» и смысл в картину и свою героиню, актриса попыталась исследовать феномен таких удивительных людей, как Елизавета Глинка:
— Что это такое — не пройти мимо человеческого горя, страдания, остановиться и повернуть свой путь в сторону другого человека? Разобраться в этом мне было очень интересно. Почему один человек идёт, рядом с ним спотыкается кто-то, и он, даже не обращая внимания, проходит мимо, другой человек просто оглянется, а один человек, как Лиза, не будет ни о чём думать — на уровне какого-то рефлекса она пойдёт и поднимет этого упавшего человека?..
Суть и смысл фильма о докторе Лизе, уверена исполнительница роли Елизаветы Глинки, именно в ответе на эти вопросы. При этом, подчеркнула актриса, подобные люди — вовсе не «ангелы неземные»:
— Они очень живые, очень яркие и очень неоднозначные. И никакого нимба над головой у них нет, и крылья у них за спиной не растут, и они не постные, не скучные — они живые, страстные люди! Почему чужое горе входит в эту их страсть к жизни так, что перестаёт быть горем? Как они умеют это делать? Вот это мне было интересно.
В Петербург Чулпан Хаматова приехала не просто так — она привезла петербургскому зрителю музыкально-поэтический спектакль «Уроки музыки». В постановке занято всего три человека, но, при этом, у каждого исключительно огромная и важная роль.
Чему же могут научить зрителя театральные «Уроки музыки»?
— Я очень надеюсь, что они научат зрителя не бояться быть самим собой, — поделилась Чулпан.
Программа включает в себя три произведения: прозаическую работу Марины Цветаевой «Мать и музыка», стихотворение Беллы Ахмадуллиной «Уроки музыки» и её же поэму «Сказка о дожде». Как рассказала актриса, для Цветаевой музыка, которой она занималась всё детство под чутким руководством матери, имела особое значение. И — особый символизм:
— В прозе Марины Цветаевой музыка и рояль были как шум воды, лившей на голову. Они [с сестрой] очень любили сидеть под роялем, когда были детьми, и вот эта музыка была как вода, как ливень, который спускался к ним, сидящим под роялем, на головы. И потом вся эта музыка превратилась в лирику, в поэзию.
Само стихотворение Беллы Ахмадуллиной «Уроки музыки» посвящено Марине Цветаевой и её музыкальному воспитанию матерью. Как рассказала Чулпан Хаматова, сама она, впервые познакомившись с этими тремя произведениями, удивилась, как тесно они переплетаются:
— И я подумала: это прямо программа, это спектакль! Это надо склеить, срастить, вшить друг в друга — и читать.
Но, помимо собственно слова, в программе была нужна также музыка. Необходимость рояля не ставилась под сомнение сразу — так в спектакле появилась пианистка Полина Кондраткова. Однако фортепиано требовалось чем-то оттенить.
— Нужен был некий внутренний голос. Внутренний голос поэта или любой личности, который бы контрапунктом с одной стороны, а с другой стороны дуэтом шёл с роялем, — рассказала артистка. — И тогда родилась идея добавить саксофон, такой неожиданный в классической музыке инструмент.
Роль «внутреннего голоса поэта» досталась саксофонистке Виктории Кожухаровой. Ей приходится непросто, ведь именно саксофон вносит «неожиданный звук», «другое слово» в музыкально-поэтическую ткань спектакля.
В прошлом, 2018 году в свет вышла книга «Время колоть лед», написанная Чулпан Хаматовой в соавторстве с журналисткой Катериной Гордеевой. Книга получилась весьма необычной и неожиданной, вне жанров и канонов.
— Она очень откровенная. В какой-то момент я даже испугалась, что она чересчур откровенная, я на тот момент была не готова так говорить… — Призналась актриса — Но, с другой стороны, я понимала, что уж если мы отправились в это путешествие, то эта книга не имеет никакого смысла, если она не откровенна.
Произведение во многом автобиографично. В нём есть и «диалог двух подруг на грани исповеди», как написала в предисловии Людмила Улицкая, и журналистское расследование, и даже элементы романа воспитания. Рассказывается там и об одном из главных дел жизни Чулпан Хаматовой — благотворительном фонде «Подари жизнь».
— Нам хотелось рассказать про наше поколение и про людей, которые вовлечены в благотворительность, — призналась актриса. — Показать, из чего это соткано и как это может быть иногда жутко смешно, просто гомерически смешно, и сколько бывает нелепых ситуаций.
Наша собеседница отметила, что в определённый момент к ней пришло интересное осознание:
— Людям со стороны благотворительные фонды кажутся состоявшейся институцией, такой серьёзной, с каким-то своими канонами. И мы поняли, что никто, на самом деле, не знает сути — из чего это собрано, как это рождается, как это придумывалось. Как эти молекулы стали сходиться, как они потом отталкивались, ссорились, ругались, попадали в какие-то дурацкие ситуации… А всё это вместе превратилось в такое большое движение как фонд «Подари жизнь», который уже помог десяткам тысяч детей победить болезнь.
Чулпан Хаматова подчеркнула: благотворительное сообщество «рвёт все шаблоны», здесь нет ни ревности, ни конкуренции между разными фондами и проектами. Так, на спектакль «Уроки музыки» актриса пригласила волонтёров петербургского благотворительного фонда AdVita, с которым «Подари жизнь» близко дружит и сотрудничает.
— Мне это очень приятно и очень важно, — отметила Чулпан. — У нас сплошная любовь.
Больше интересных интервью читайте на нашем канале на «Яндекс.Дзен».