Общество
14:5131 мая 2019

Бережливые поликлиники: к комфорту вопросов нет, а к качеству обслуживания?

Уже до конца года две трети поликлиник в Петербурге должны стать «бережливыми». В них пациенты не будут мучиться по очередям, а врачей избавят от заполнения кип бумаг. Но выиграют ли от этого горожане?
Фото: pexels.com

Согласно совместному проекту Министерства здравоохранения РФ и «Росатома» в так называемых «бережливых» поликлиниках записаться на прием к врачу россияне смогут за 43 минуты, визит к терапевту должен занять около 35 минут, а сами медики смогут принимать до 30 человек за смену. Как это работает в Петербурге, обсудили чиновники и эксперты в эфире программы «Открытая студия» телеканала 78.

Разделяй и управляй

Как рассказала начальник отдела амбулаторной медицинской помощи комитета по здравоохранению Смольного Лариса Соловьева, в настоящее время в городе насчитывается 185 детских и взрослых поликлиник. Из них две трети (110) до конца этого года должны стать бережливыми. Сейчас эксперимент реализуется в 24 поликлиниках, а 27 присоединяются к нему в рамках новой «волны».

Лариса Соловьева пояснила, что главная задача проекта — это отделить потоки больных пациентов от здоровых, пришедших за справками, получением лекарств, на профилактические прививки и т. д.

По словам Ларисы Соловьевой, всего существует три потока. В рамках первого осуществляется прием пациентов, которые приходят по плановому принципу. Они проходят к кабинету врача без посещения регистратуры. Им не надо оформлять статистический талон, откладывать медкарту.

— По существу, люди приходят в назначенный день в назначенное время к своему кабинету и больше не мучаются в долгих очередях, — пояснила Лариса Соловьева.
Фото: pxhere.com
Фото: pxhere.com

Второй поток — это те, кому требуется неотложная медицинская помощь. В третьем потоке находятся те, кому не требуется посещение терапевта. Это, например, оформление справок, дубликатов исследований, назначение исследований.

Поликлиники, где внедрена новая схема, позволяют экономить время пациентов и врачей, которым больше не приходится возиться с кипой бумаг за счет компьютеризации. И если раньше те же терапевты могли принимать не более 20 человек за смену, то теперь уже 30.

Записаться на прием в «бережливую поликлинику» можно как по интернету, так и через инфоматы в холле регистратуры. Еще одной главной задачей проекта должно стать повышение удовлетворенности от посещения населением поликлиник. Дело в том, что от входа до выхода из поликлиник потребуется 40 минут. По словам Ларисы Соловьевой, если в начале эксперимента о том, что удовлетворены посещением врачей, заявляли 60% пациентов, то теперь это уже 80-90%.

Субъективное понятие

Адвокат, кандидат медицинских наук, национальный представитель Европейской Ассоциации медицинского права Алексей Горяинов готов только поприветствовать сокращение очередей и избавление врачей от бесконечных бумаг.

— Другое дело, что при оценке результатов новой системы используется понятие «удовлетворенность». Оно очень субъективное и зависит от того, кто готовил и как проводил опросы. Например, один результат будет, если опрашивать работниками поликлиники самих врачей. Другой — если независимыми социологами пациентов, — подчеркивает эксперт.
Фото: globallookpress.com/ Zamir Usmanov
Фото: globallookpress.com/ Zamir Usmanov

Так, согласно опросам Фонда общественного мнения, в 2014 году неудовлетворенных посещением врача насчитывалось 41%, а в 2019 году — уже 53%. Такие данные согласуются с выводами ВЦИОМ о росте недоверия у россиян к отечественным медикам.

По словам Алексея Горяинова, существенные опасения вызывает и увеличение на врачей нагрузки на треть. Это может привести к тому, что помощь, конечно, будет оказываться большему количеству населения, но может сказаться на качестве обслуживания.

— На самом деле людей волнует не какая-то абстрактная удовлетворенность, а доступность и качество медицинских услуг. Все хотят быть уверенными в том, что специалист соответствует своей квалификации, а лечение будет достаточным, — считает адвокат.

Главврач поликлиники № 87 (стала бережливой с июня 2017 года) Любовь Сочкова с утверждением о снижении качества за счет количества не согласна.

— Эти технологии направлены как раз на то, что врач больше времени уделял пациенту. Они помогают и правильно распределить нагрузку между врачом и медсестрой, — пояснила она.

Как постаралась заверить Лариса Соловьева, никаких жестких нормативов по времени посещения не существует и быть не может, в каждом случае вопрос решается индивидуально.

Подождите полгода

Дозвонившаяся в «Открытую студию» телезрительница из Петродворцового района рассказала о том, что ее 9-летняя дочь полгода не может попасть на прием к стоматологу. За это время небольшие проблемы с двумя зубами успели перерасти в пульпит, но на ребенка «номерков» все равно не находится.

Лариса Соловьева заявила, что такой случай — это исключение из правил. Она пообещала лично разобраться с ситуацией.

Еще одна горожанка поделилась тем, как сходила на прием к хирургу. Специалист направил её на рентген, на него пациентку пообещали записать… через три недели и не раньше, хотя речь шла об операции.

Фото: globallookpress.com/ Nikolay Gyngazov
Фото: globallookpress.com/ Nikolay Gyngazov
— Я была вынуждена устроить скандал с вызовом главного врача поликлиники. После чего чудесным образом «номерок» нашелся на следующий день. Почему мы каждый раз должны скандалить, чтобы медики просто выполняли свои прямые обязанности? — возмутилась петербурженка.

Еще один пенсионер рассказал о том, что с января этого года пытался в сall-центре записаться на прием, чтобы выписали лекарства. Запись при этом осуществлялась лишь раз в недели по четвергам с 11 утра. И звонили все. Получить свои лекарства в итоге пенсионеру удалось лишь в середине мая.

— Это какое-то авторское решение заведения. Запись должна проводиться ежедневно, — отреагировала Лариса Соловьева.

Как пояснил Алексей Горяинов, согласно российскому законодательству, неотложная медицинская помощь должна оказываться в течение 2-х часов, к специалисту должны выдавать номерки на время до 14 суток. Все предложения прийти в течение долгих месяцев — незаконны, но об этом мало кто знает.

— Все эти звонки свидетельствуют о том, что я уже говорил раньше. Людям важно вообще попасть к врачам, — констатировал он.

Впрочем, жительница Кировского района Елена, посещающая бережливую поликлинику № 23, отметила, что обслуживание стало намного лучше. Она поблагодарила также врачей за перенос гардеробы из подвального этажа на первый.

— Работают там нормально. По платным клиникам больше не ходим, — поделилась петербурженка.

Ранее сообщалось, что петербургская казна получила 8,5 млрд за лечение жителей других регионов России.

Больше интересных статей читайте на нашем канале на «Яндекс.Дзен».

Больница
Новости партнеров