Общество
12:3428 мая 2019

Рекордный ритейл. УФАС остановит экспансию «Пятерочки» и «Карусели» в Петербурге

Доля продуктовых сетей на рынке розничной торговли Северной столицы достигла рекордного 91% процента. Крупные ритейлеры продолжают захватывать рынок, а небольшие – сокращаться.
Фото: globallookpress.com/ ALEXEY BYCHKOV

За последние три года доля почти двух десятков продуктовых сетей на рынке розничной торговли выросла с 87,82% до 91%. Северная столица стала абсолютным лидером в РФ по этому показателю, обойдя Москву и Московскую область. Об этом рассказал руководитель петербургского УФАС Вадим Владимиров.

Он отметил, что в 2018 году был зафиксирована и ещё одна знаковая цифра. Впервые планку по долям в 25% «перешагнула» компания X5 Retail Group (бренды «Пятёрочка», «Карусель» и «Перекрёсток»). На неё по итогам прошлого года приходились 27,03%. По антимонопольному законодательству после превышения 25% заградительного барьера сетям запрещено в дальнейшем арендовать или приобретать площади для открытия новых магазинов. Если ритейлер всё же пойдёт на запуск новых точек, то антимонопольщики имеют право обращаться в Арбитражный суд и требовать от него признать договоры аренды или купли-продажи ничтожными.

Впрочем, требовать от сети прекратить экспансию представители УФАС вправе только после публикации официальных данных о преодолении планки. Такие сведения, подготовленные совместно с Росстатом, были предоставлены лишь в первом квартале этого года. До такой публикации, как считает законодатель, сеть не имела возможности оценить свою долю и еще могла совершать сделки.

 Фото: Санкт-Петербургское УФАС России
Фото: Санкт-Петербургское УФАС России

Примечательно, что в ноябре прошлого года городские СМИ писали об интересе X5 Retail Group к покупке части магазинов холдинга «Продовольственная биржа» («Полушка», «Лайм» и «Всенародный»). Всего речь шла о 30-40% точек «Продовольственной биржи». Например, сеть «Лайм» планировали переделать в «Перекрёстки». Сделку хотели закрыть в январе, чтобы успеть до публикации информации УФАС о преодолении бланки. Пока о закрытии сделки ничего официально не сообщалось. Но такая информация часто появляется «задним числом».

Как отметил Вадим Владимиров, у компании будет запрошена вся необходимая информация, и только тогда антимонопольщики решат, действительно ли они пойдут в суд.

— У нас не стоит задачи кошмарить бизнес. Сначала мы все тщательно проверим. К показателю в 25% компания приближалась давно. А 25% или 27% это уже не такая большая разница, — заверили в УФАС.

Между тем, доля тройки самых крупных ритейлеров Петербурга — X5 Retail Group, «Ленты» и «Окея» — уже превышает 50% на розничном рынке. Однако их к монополистам отнести ещё нельзя, рассказала врио заместителя руководителя УФАС Марина Никитина. Кроме планки в 50%, необходимо доказать факт того, что сети-«монополисты» не пускают конкурентов на рынок и продают товары, которые нигде больше найти нельзя. И по третьему последнему признаку, даже если тройка сосредоточит у себя 70% долей, монополии всё равно не будет. А без этого ритейлеров нельзя заставить принимать более дешёвую продукцию местных производителей, которым в сети никак не попасть.

Фото: Санкт-Петербургское УФАС России
Фото: Санкт-Петербургское УФАС России
— У нас нет никаких способов повлиять в этом плане на сети. Они полностью контролируют ситуацию. Да, производители постоянно пишут нам жалобы о дискриминации, но ничего сделать мы не можем, — признался Вадим Владимиров.

Сейчас УФАС готовит корректировки в антимонопольное законодательство, которые бы обязали ритейлеров хотя бы публиковать на своём сайте условия закупок у производителей. Но по оценкам Вадима Владимирова, на воплощение даже этой инициативы в жизнь уйдёт не менее 1,5 лет, а сети всячески будут лоббировать отклонение корректировок.

Между тем, если крупные игроки наращивают своё присутствие, то менее крупные за последние три года сокращают свои доли. Так, у «Ашана» доля снизилась с 4,89% в 2017 году до 2,19% в 2018. У «METRO AG» с 2,53% двумя годами ранее до 2,08%. У финской «Призмы» — с 2,11% — до 1,88. При этом об «Ашане» и «Призме» СМИ сообщали как о возможных кандидатах, которые вообще могут уйти с российского рынка.

Больше интересных статей читайте на нашем канале на «Яндекс.Дзен».

ТорговляПродукты
Новости партнеров