Общество
18:4023 мая 2019

«Френдзона» для родителей: опасна ли подростковая группа, поющая о сексе и наркотиках?

Зефирно-розовые клипы, сладкий голос вокалистки, томный мальчик-поэт, мальчик-хулиган и мальчик-ди-джей – вот формула успеха поп-группы у подростков. Добавить алкоголь, наркотики и секс по вкусу – и популярность гарантирована. Страшна ли «Френдзона»?
Фото: сообщество группы «Френдзона» в vk.com

Мультики по полочкам

Взрослые старше 30 лет вряд ли слышали об этой группе – и это естественно, ведь вовсе не они являются целевой аудиторией «Френдзоны». Мультяшные персонажи поп-коллектива созданы с прицелом на подростков, которые, без сомнения, будут ассоциировать себя с одним из придуманных типажей. А типажей во «Френдзоне» ровно столько, чтобы угодить большинству школьников пубертатного возраста.

В составе группы – поэтично бледный, вечно молчаливый и скромный юноша под псевдонимом Мэйклав, современный «юный Вертер» в модной маске в клетку; музыкант Валера (точнее, ди-джей – без этого никуда, ведь все девочки любят ди-джеев); хулиган Кроки Бой и единственная девочка – Мэйби Бэйби. Которая, к слову, отдувается за всех: она и бэби-долл, и стерва, и Лолита, и русалочка, и главный персонаж анимэ, и звезда кей-попа на русский манер.

Фото: сообщество группы «Френдзона» в vk.com
Фото: сообщество группы «Френдзона» в vk.com

Музыка «Френдзоны» прекрасно запоминается лёгкими и навязчивыми мотивами, забавные рифмы также легко западают в память. В клипах непременно присутствует «школьная» мини-юбка Мэйби, костюм крокодила, в который одет Кроки, розовый мех, зефир и пушистый кот. Вроде бы, всё очень мило. Так в чём проблема?

Проблемы у группы начались ещё в ноябре 2018 года, когда произошли первые отмены концертов «Френдзоны» в Сибири. К слову, сама группа существует чуть больше года – с апреля 2018, а в свой первый гастрольный тур под названием «Главная вписка твоей жизни» ребята отправились 1 ноября. Девять концертов команда отыграла без проблем, но на десятом выступлении – в Красноярске – начались сложности.

Фото: сообщество группы «Френдзона» в vk.com
Фото: сообщество группы «Френдзона» в vk.com

Красноярские клубы отказали группе в предоставлении площадки, мотивируя отказ тем, что «Френдзона» пропагандирует наркотики, алкоголь, однополый секс и прочее непотребство. А в мае 2019 года группой заинтересовались московские власти – с подачи родителей юных фанатов «Френдзоны», которым очень не понравилось творчество команды.

Власти столицы, откликнувшись на обращение родителей, рекомендовали родителям и опекунам подростков «предупредить детей о вреде творчества группы», как сообщило издание РБК. Появилась информация о том, что запланированные в Москве и Петербурге концерты сверхпопулярной группы будут отменены, а сама музыка «Френдзоны» попадёт под жёсткий запрет.

Кто они – участники «Френдзоны»?

В СМИ быстро распространилось и укоренилось представление, что члены группы – школьники, которые прогуливают алгебру, выступая на концертах, а тексты песен пишут вместо контрольных, тем самым ставя крест на своём «взрослом» будущем. Персонажи группы – действительно, школьники, но вот о самих музыкантах этого не скажешь.

К примеру, образ персонажа Кроки надевает как маску 25-летний петербуржец – рэпер Владимир Галат. Галат (или Galat, как представлялся музыкант на рэп-баттлах) – завсегдатай Versus’а, экс-участник коллектива «Грехи отцов» и, в целом, довольно взрослый мальчик.

Фото: сообщество группы «Френдзона» в vk.com
Фото: сообщество группы «Френдзона» в vk.com

Остальные участники группы тоже давно вышли из школьного возраста, успели «поработать на разных работах» (как сами музыканты рассказали в интервью СМИ) и, очевидно, покупают алкоголь и сигареты давно без особых проблем. Да и сама Мэйби, будем откровенны, с трудом походит на школьницу – разве что худые ножки и постоянно мелькающее в кадре белое бельё (что, как известно, важный и распространённый фетиш) немного спасает ситуацию.

Тем не менее, группа чётко попадает в самое яблочко подростковых потребностей. Ведь в песнях упоминаются те самые вписки, на которых может быть дозволено всё, Мэйби смолит сигареты и пьёт вино из горла, дожидаясь лишения девственности, Валера борется с внутренним геем, а Кроки иногда случайно роняет пакетики белого порошка. Что ещё нужно старшеклассникам?

Сейчас ребята собирают на концертах аудиторию по две тысячи человек, а в их паблике во «ВКонтакте» почти полмиллиона подписчиков. В Петербурге запланирован концерт в «Космонавте» – довольно крупной площадке, где выступают широко известные коллективы.

Фото: сообщество группы «Френдзона» в соцсети
Фото: сообщество группы «Френдзона» в соцсети

В связи с этим многие уверены, что «Френдзона» – хорошо спродюсированный проект, за которым стоит толстосумый беспринципный богатый дядя. Между тем, сами музыканты утверждают, что они – проект независимый, и музыку свою изначально сочиняли дома и выкладывали только в соцсетях, а группу создали, в тех же соцсетях познакомившись.

Собственным продюсером ребята именуют кота, главным занятием которого является придание свежих запахов хозяйским кедам. Однако многие уверены, что на самом деле продюсером команды является Михаил Паньшин – судья Versus Battle и создатель паблика «Рифмы и панчи».

Участники группы опровергают эту мысль, соглашаясь лишь с тем, что петербуржец Владимир Галат, действительно, давно знаком и дружен с Паньшиным. Но это только дружба – и не более!

Фото: сообщество группы «Френдзона» в vk.com
Фото: сообщество группы «Френдзона» в vk.com

Сколько на самом деле вложено денег в проект? Музыканты уверяют: личные кровные копейки, совсем небольшие и скромные. По оценке специалистов, один из последних клипов группы – «Аскорбинка» – стоил в производстве 200-250 тысяч, что для современного клипа, действительно, совсем не много.

Советы психолога родителям

Впрочем, реальное происхождение группы, на самом деле, не так важно. Главный вопрос – так ли она опасна для подростков? Ведь во все времена подросткам был необходим бунт, и если у них нет объекта протеста – они его обязательно создадут, ведь через протест формируется личность.

И в этом плане «Френдзона» даёт своей аудитории идеальный продукт – смесь всего запретного, но такого интересного. Секс, однополые отношения, курение и алкоголь – самые простые кнопки, на которые можно нажать, чтобы получить от подростков горячий живой отклик. Ситуация простая, как в эксперименте с крысами и «рычагом удовольствия».

Фото: pxhere.com
Фото: pxhere.com

Наш вопрос о том, так ли опасно влияние подобной музыки, мы задали эксперту – детскому психологу Анне Лозининой.

– Такое было и раньше, – разводит руками психолог. – В мире есть всё. В мире есть много разного: и наркотики, и алкоголь… Всё это было и раньше, были и преступные группировки, дети воровали и так далее. В подростковом возрасте обычно восприятие приобретает эффект как под лупой – все эмоции усиливаются. Они начинают искать себя, пробовать себя в таких экспериментальных вещах.

Ничего не ново под луной, но это, конечно, не значит, что стоит всё пустить на самотёк. Вот только проблема не там, где кажется родителям.

– Другой вопрос, если ребенку подсунуть другую среду – например, если ребенок ходит на спорт вместе с родителями, или путешествует с ними, или, например, из моих клиентов – один мальчик такого возраста очень переживает сейчас о том, чтобы сдать экзамен в Лондоне. И такие семьи тоже бывают. Я не думаю, что нужно бичевать саму группу. Нужно подсовывать ребенку что-то другое и вместе с ним смотреть, что вообще есть в мире альтернативное.
Фото: pxhere.com
Фото: pxhere.com

Главной проблемой воспитания детский психолог считает не тлетворное влияние подростковых групп, а недостаток общения родителей с собственными детьми.

– Что я наблюдаю на своих консультациях из раза в раз: родители настолько не чувствительны к миру ребёнка, они не вовлекаются, не понимают его, они живут как бы изолированно. То есть дети живут, группируясь сами по себе, и интересуются всем, в том числе интересуются спайсами… Заметьте, как эти волны проходят: сначала спайсы, потом суицид, потом вот эти темы. И это будет всегда.

И запрет здесь ничем не поможет. Главное – попытаться понять собственного ребёнка, войти в его мир и стать ему другом, причём сделать это искренне.

Фото: pxhere.com
Фото: pxhere.com
– Как часто родители спрашивают подростков, например, какой вид алкоголя ты пьёшь, если пробовал? Как часто рассказывают о своём собственном опыте? Например, как кто-то пробовал курить. Этим почему-то можно делиться в бане с мужиками или с одноклассниками на вечере встречи, вспоминая это как милое, приятное событие. Но родители не рассказывают об этом ребёнку, который так же в этом возрасте с теми же мыслями хочет то же самое попробовать, – комментирует Анна Лозинина.

Попытки «оградить ребёнка от страшного мира» приводят, порой, только к худшему результату.

– У каждого родителя, у каждого взрослого есть история о том, как он уходил из дома, как он психовал, думал о смерти, писал страшные стихи, как он искал поддержки в компаниях, как он пробовал сигареты, как он пробовал алкоголь, секс, ещё что-то – у каждого своя история, – рассказывает детский психолог. – А почему-то дети находятся в изоляции, и важнее нападать на вот эти вот группы, говорить: «Мне не нравится, как ты одеваешься, какую музыку ты слушаешь», – вместо того, чтобы поговорить, разделить, сесть рядом, спросить: «Ну что, ты пробовал коньяк? Ну расскажи. А у меня вот такой опыт был, что ты думаешь по этому поводу?» То есть войти в его мир, разделить с ним это, поговорить по-честному, на равных.

Специалист отмечает: подростки прекрасно понимают, что хорошо, а что плохо. Но протест подталкивает их специально искать опасные ощущения. И это протест против непонимания родителей – в том числе.

Фото: pxhere.com
Фото: pxhere.com

По мнению Анны Лозининой, главное в ситуации, когда твой ребёнок, по твоему мнению, идёт не тем путём – встать на его уровень и «поговорить спокойно, безо всяких моралей».

– Это способствует тому, что сам по себе интерес как появляется, так и уходит, волнами, и ребёнок выбирает из всего многообразия стимулов наиболее адекватные, здоровые, – поясняет психолог.

Наша собеседница отметила, что у родителей при встрече с подобными «страшными» явлениями включается одна и та же модель: «Ай-ай-ай, давайте закроем, нельзя такое!» – вместо того, чтобы направить ту же энергию на развитие продуктивной для подростков среды.

– По сути, есть три ступени: сначала встроиться, поговорить, увидеть, что его привлекает в этих группах, послушать вместе с ним, посмотреть эти фильмы, поиграть в эту игру… Потом показать альтернативу и вместе с ребёнком это попробовать. А затем спокойно отсоединиться, чтобы он сам выбрал, – рассказала Анна Лозинина.

Ведь для подростка нет ничего слаще запретного. Особенно когда родители становятся в позицию не друга, а надзирателя. Попробуйте стать другом – честным и понимающим. Возможно, именно этого не достаёт подростку, увлечённому «запретными темами».

Дети МузыкаКонфликтыКультура
Новости партнеров