Бизнес на речных прогулках перестаёт быть лёгким. Перевозчики всерьёз опасаются угасания этой отрасли буквально со следующего сезона. Причины, как и всегда, в деньгах.
— Это граница внутренних водных путей Российской Федерации и внутренних морских вод акватории морского порта Большой порт Санкт-Петербург. Вторая точка — это Тучков мост. Суда, которые ходят здесь, не могут заходить за границу, потому что район плавания у них ограничен, — показывает и рассказывает президент ассоциации владельцев пассажирских судов Петербурга Владимир Родионов.
Экскурсионные маршруты Петербурга ограничены не только мостами, но и финансами. Будут ли подниматься цены на водные прогулки в Северной столице, если да, то на сколько — один из самых острых вопросов в начале нового сезона.
— Представители речных круизных компаний говорят, что в принципе предел терпения туристов он в общем-то достигнут. То есть дальнейшее повышение цен уже, безусловно, будет сказываться на спросе. На том уровне, на котором цены держатся сейчас, люди всё ещё готовы покупать речные круизы, — отмечает заместитель директора Российского союза туриндустрии на Северо-Западе Павел Румянцев.
На пределе и сами перевозчики: рост цен на топливо, налоги, зарплата экипажам, да ещё и высокая стоимость аренды причалов. Ежегодно она повышается в среднем на 10%. Плюс ко всему — затраты на содержание и эксплуатацию судов, которые работают максимум пять месяцев в год, а остальное время простаивают. Из-за попыток сдержать рост тарифов страдает качество оказания услуг, — признаются судовладельцы.
— Конечно, это сложность. И самое обидное, что все эти повышения ведут, в первую очередь, к необходимости судовладельцами ограничивать развитие компании, они влияют на развитие, в первую очередь, — подчёркивает Владимир Родионов.
— Есть такая статистика, что порядка 18-ти теплоходов за прошлый год разных классов и разной вместимости было списано, то есть больше не ходят, а стартовала постройка только трёх теплоходов — высококачественных, с привлечением в том числе иностранных инвестиций, но понятно, что разрыв достаточно большой, — отметил Павел Румянцев.
Впрочем, цены в этом сезоне, скорее всего, удержатся на прежнем уровне. Прогулка по рекам и каналам, как и в прошлом году, будет стоить от 500 до 1000 рублей за взрослый билет. Если в отдельных случаях цены и выросли, то не больше, чем на 50 рублей.
— Перевозчики в течение года не меняют цены. И фактически изменение цены в соотношении с прошлым годом на регулярные экскурсии — в пределах 4-7%. Поэтому никакого резкого повышения цен на билеты не будет точно, — заверил исполнительный директор судоходной компании Юрий Набатов.
Незначительно подорожать могут и дополнительные услуги: прокат аудиогидов, работа экскурсовода или напитки и продукты на борту. Но оттока пассажиров перевозчики не боятся — всё-таки турпоток в Северной столице уверенно растёт. Куда больше представители судоходных компаний опасаются переменчивой погоды, от которой намного больше зависит рентабельность бизнеса.
Ежедневно на водные магистрали Петербурга выходят до 250 пассажирских экскурсионных судов. По прогнозам, на предстоящий высокий сезон они перевезут почти 2,5 млн туристов. Это, конечно, не сравнится с показателями прошлого года, который, благодаря чемпионату миру по футболу, только ассоциации владельцев пассажирских судов подарил почти 3 млн туристов, но явно побьёт рекорд года позапрошлого. В 2017-м увидеть город с воды смогли 2,330 млн пассажиров.