В годы войны Кронштадт стал надёжным щитом для Ленинграда. Историки рассказывают, что название этого небольшого города-порта даже было указано в плане Барбаросса — наряду с Ленинградом и Москвой. Практически каждая пядь земли на острове Котлин дышит памятью об обороне Города-Героя.
На входе в главный храма Кронштадта — как обычно очередь. Удивительное дело: население этого небольшого города-порта на острове Котлин едва насчитывает полсотни тысяч, но за день Морской собор могут посетить до 10 тысяч человек.
В советские годы храм был закрыт, но во время войны вновь стал прибежищем, причём не только верующих. Здесь прятались от обстрелов и бомбёжек — собор считался самым безопасным местом на острове, в нём укрывали малышей и даже утраивали для них детские утренники.
— Немцы его берегли, но не как материально-духовную ценность, берегли как точку прицеливания, как ориентир. Всё же два снаряда попало — один пробил подкупольное пространство и взорвался там без особого ущерба, а другой пробил, упал на пол, разбился, но не взорвался, — вспоминает научный сотрудник филиала центрального военно-морского музей «Кронштадтская крепость» Виталий Пирогов.
Разбитые плиты даже не стали восстанавливать — отныне это музейный экспонат, сохранились даже даты — 23 сентября и 2 марта 43 года с подписью: «Жертв нет».
Кронштадт встретил наступление противника в полной боевой готовности. В морском соборе находился радиоузел, а под самым куполом — наблюдательный коррекционный пункт — обзор на 40 километров. Данные о передвижениях гитлеровцев по всем направлениям поступали непрерывно, и это позволило не подпустить захватчиков близко к крепости.
Доставалось противнику и от зенитчиков — первые фашистские самолёты были сбиты 22 июня в 3:37 утра. Для следующих атак на Кронштадт командованию Люфтваффе пришлось придумать новую тактику — так называемые звёздные налёты вместо обычных — по звеньям.
— В отношении Кронштадта не получалось, тогда была применена новая тактика — нападение на объекты с разных сторон — с севера, юга, востока, запада, артиллеристы не могли сориентироваться по каким самолётам нужно стрелять, — объясняет историк Юрий Мисоченко.
Знаменитая чугунная мостовая, тянущаяся вдоль Якорной площади, к началу войны уже почти стала действующим музейным экспонатом. Её берегли и постоянно подновляли. Но затем пришлось и эту реликвию пустить на военные нужды.
— Блокада — нужен был металл и почти всю мостовую разобрали, использовали для изготовления миномётных мин, это крупнозернистый чугун, много осколков давал, но кусочки сохранились, — рассказывает Пирогов.
Ещё одно памятное место — Усть-Рогатка. Живой памятник героизму моряков — наверное, самых бесстрашных и яростных защитников Кронштадта и Ленинграда
— Стояли подводные лодки, здесь они готовились и в Великую Отечественную войну заправлялись топливом, продовольствием, боеприпасами и после этого уходили на выход из Финского залива, в Балтийское море, — отметил Пирогов.
Именно отсюда в поход отправилась знаменитая субмарина С-13 под командованием легендарного Александра Маринеско, торпедная атака которого практически лишила Германию кадров для подводного флота Кригсмарине.
За годы войны кронштадтские моряки понесли множество горьких потерь — гибель линкора Марат и крейсера Киров, трагедия петергофского десанта, ледовая оборона, из которой многие не возвращались, Малая дорога жизни… несмотря на страшные потери, Кронштадт выполнил свою задачу.
— Это мощный узел сопротивления, который был заложен Петром и он свою роль — не допустить врага в Петербург, Петроград, Ленинград, Россию — выполнил за всё время своего существования во всех войнах всех трёх столетий, — подчеркнул Пирогов.
9 мая 1945 года по Якорной площади промаршировал парад Победы, и кружева единственной в мире чугунной мостовой, скорее всего, всё ещё его помнят.
С этой уникальной дорогой связана одна кронштадтская традиция — нужно загадать желание и несколько раз подпрыгнуть на этой чугунной поверхности, для того чтобы поплотнее его утрамбовать — и тогда желание обязательно сбудется. Только эта традиция работает исключительно для представительниц прекрасного пола.
Почти половину населения Кронштадта составляют женщины, чьи сыновья, мужья или отцы, уходят в морской поход. И не сложно догадаться, какое именно желание они загадывают.
Напомним, в Кронштадте в «Бессмертном полку» приняло участие рекордное количество человек.