Знают ли школьники историю Великой Отечественной войны — таким вопросов задались в профильном министерстве. Ольга Васильева — глава ведомства — уверена, что в школьной программе этому значимому для нашей страны событию уделено слишком мало внимания.
Стелла с красной звездой и ряды фамилий с инициалами и воинскими званиями. На этом кладбище покоятся бойцы Красной армии, погибшие в 41-м. А рядом — практически одинаковые холмы, облицованные камнем. Фамилий тех, кто похоронен здесь, никто не знает.
Зима 1939-40 годов выдалась очень холодной, морозы были под 40 градусов, рук, для того чтобы копать могилы для умерших красноармейцев, просто не хватало, поэтому в промёрзшую землю закладывали взрывчатку. Получившиеся воронки — до шести метров глубиной — становились братскими могилами.
В 400 метрах находились два медсанбата и два госпиталя — раненых бойцов отсюда отправляли в Ленинград, однако не всем красноармейцам двух стрелковых дивизий удалось выбраться с промороженных полей.
— Здесь только те, которые так или иначе связаны с медициной, которых подобрали на поле боя, которых привезли и которые не выдержали — либо транспортировки, такая масса народа, никто не ожидал, что пойдут такие огромные потери, что такая погода будет, что люди от кровопотери прямо умирали, — рассказывает писатель и краевед Борис Шуйский.
Здесь захоронено несколько тысяч человек — их имена более трёх лет в архивах восстанавливал писатель Борис Шуйский. Говорит, как-то раз даже генерал из Москвы приезжал и с удивлением узнал об этом захоронении.
— Ему справку официальную в московском архиве выдали, что на территории Приозерского района братских захоронений, связанных с Финской войной, не имеется, за исключением одного. Количество похороненных не установлено — вот, приходят люди и начинают искать, а им говорят нет данных никаких, — пояснил он.
Уж если и генералы не знают, то откуда об этом осколке военной памяти знать, к примеру — школьникам. Урок у 11 «А» не совсем обычный, к доске никого не вызывают, да и параграфы зубрить не надо — ребята рисуют листы памяти, о Блокаде Ленинграда, Сталинградской битве или Курской дуге.
— Мы сейчас говорим о событиях, которые пошли после Коренного перелома, освобождение стран ЦЮВЕ и начале Берлинской операции — последние операции войны, разгром нацистской Германии, Третьего Рейха, завершение ВОВ, — говорит учащийся Руслан Темир-Булатов.
Знания, конечно же, есть, школьники не только читают учебники, но и работают с документами, письмами бойцов Красной армии, однако времени более глубоко изучить материал всё равно не хватает.
— Мы перешли на три часа истории в неделю и в принципе в программе войне уделено примерно часов 15, наверное, это не три часа беглого изучения, — заявила учитель истории Ирина Вальковская.
И эта школа — скорее исключение, чем правило, далеко не все образовательные учреждения находят ресурсы на то, чтобы больше часов посвятить такой теме, как Великая Отечественная война.
— По так называемым учебным планам в основном это порядка 6-7 часов на изучение ВОВ и если мы говорим о курсе «Истории России» — она изучается отдельно не в контексте ВМВ, а это конечно же мало, потому что событие значимое в истории нашей страны, — подчеркнул доцент, преподаватель РГПУ им. А. И. Герцена Олег Иванов.
Насколько стоит увеличить время изучения Великой Отечественной войны в классах, — однозначного ответа пока нет, сначала надо определиться, каким именно материалом нужно расширить школьную программу. Однако преподаватели сходятся во мнении, что пробежать почти четыре года войны за 6 или 7 часов — просто невозможно.