Прямой эфир

«Бренд Старого Петербурга»: самый стильный модельер-пенсионер – о моде, женщинах и шляпках

Елена Кобзева
19 апреля 2019, 12:38
«До 90 мне осталось – по пальцам пересчитать», – признаётся Борис Павлов, в прошлом научный работник, а сегодня – модельер одежды, танцор и символ петербургского стиля. О своей коллекции из 400 шляп, подходе к моде и красоте он рассказал 78.ru.
Фото: 78.ru

«Коренной петербуржец – это особый статус»

Четверть века назад великая балерина Майя Плисецкая на балу в Екатерининском дворце, устроенном в её честь губернатором Собчаком, решила выбрать самую элегантную пару. Плисецкая уверенно указала на Бориса Павлова и его партнёршу, что было для него, физика, заслуженного педагога, весьма неожиданно.

– Поэтому с тех пор меня называют таким смешным словосочетанием – «бренд старого Петербурга», – рассказывает сам Борис Павлов.

По словам нашего собеседника, это наименование ему не особо нравится. Но суть проста – в его образе воплотился типаж истинного петербуржца старых времён. И сам он, по его признанию, старается поддерживать этот типаж – ведь таких, как он, осталось совсем мало.

Сейчас Борис Павлов – пенсионер, но большую часть своей жизни он отдал науке. Наш собеседник – кандидат физико-математических наук, в прошлом – доцент кафедры физики Института точной механики и оптики. Элегантностью и вниманием к стилю он отличался и до выхода на заслуженный отдых, а когда научную работу пришлось оставить, открыл в себе настоящий талант модельера и стилиста.

– Я коренной петербуржец, поэтому я хочу, чтобы люди в Петербурге сохраняли тот менталитет, который они получили ещё от царского времени, от советского времени. Это особый статус, особая личность, которую называют «петербуржцем», – поделился Борис Павлов. – Я пытаюсь сохранить то, что передали мне мои учителя, родители, люди, являющиеся гордостью Петербурга, которые для меня являются образцом.



Наш собеседник пережил блокаду и оккупацию, а также все пертурбации советского времени. Но он твёрдо уверен в одном:

– Я хочу, чтобы в этой жизни каждый день был чем-то интересен. Как говорят англичане – spotlight, чтобы каждый день была «светлая точка». Это может быть искусство, театр, концерт, художественная выставка, а самое главное – общение с людьми. Поэтому я стараюсь сделать так, чтобы жизнь вокруг меня, и моя, и окружающих людей, получала от меня что-то позитивное.

С Борисом Павловым мы познакомились на одном из показов Модного дома «Пава». Это социальный проект, который был основан в 2014 году организацией АВИП («Ассоциация ветеранов, инвалидов и пенсионеров»). На его платформе существует школа моделей и модельное агентство для петербуржцев «элегантного возраста».

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Как признаётся Борис Павлов, он в «элегантном цветнике» «Павы» – единственный мужчина, и это накладывает на него серьёзные обязательства перед опекаемыми дамами.

Раскрывая таланты и навёрстывая упущенные возможности

О том, как же от физики он пришёл к моде и танцам, наш собеседник рассказал с долей философии:

– Понимаете, у человека может иногда быть дар, который он не использует в жизни. Вы можете прекрасно вышивать, прекрасно писать стихи, а работать при этом много лет бухгалтером. Ваш покорный слуга уже в зрелом возрасте обнаружил два таланта. Во-первых, мы танцуем. Танцуем на сцене, я стараюсь танцевать танцы различных времен и народов. Не просто то, что шаблонно, то, что прекрасно делают молодые люди и талантливые танцоры. Я пытаюсь искать внутреннюю сущность танцев.
Майя Плисецкая/ Фото: globallookpress.com/ Pravda Komsomolskaya
Майя Плисецкая/ Фото: globallookpress.com/ Pravda Komsomolskaya

Борис Павлов ставит хореографию различным танцевальным коллективам, в том числе для концертных показов, до сих пор. В конце концов, Майя Плисецкая в своё совсем не даром обратила внимание на столь элегантного кавалера на балу.

Второй талант, который обнаружился у петербуржца с выходом на пенсию – создание модных нарядов.

– Я моделирую одежду – для себя, для своих женщин, – рассказал наш собеседник. –Не профессионально, но, тем не менее, модели, которые они носят – это моя работа. В связи с этим я и оказался в связи этой прекрасной организации, которая называется АВИП.
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

«Своими женщинами» Борис Павлов называет моделей и учениц Модного дома «Пава». К ним он испытывает очень трепетные чувства:

– Мне просто был интересен мир женщин, которые в каком-то возрасте поняли, что они всё-таки женщины. И то, что они достойно делали всю жизнь: воспитывали детей и внуков, работали, занимались домашним хозяйством, – это всё прекрасно, но они ещё и женщины! И поэтому пенсионный возраст, который я наблюдаю в АВИПе, для меня очень трогателен. Мне нравятся эти женщины, которые решили, что всё-таки женское счастье, женская красота прошли мимо них. Поэтому с большим удовольствием смотришь, как эти люди пытаются найти себя, и во внешности, и в манере поведения, и даже в походке.

От ретро до «сумасшедшего XXI века»

Абсолютно все свои наряды петербуржец конструирует сам – по его признанию, не покупает ничего.

– В основном, я стараюсь делать модели нестандартного типа, – рассказал наш собеседник. – Не то, что модно – а либо «до», либо «после». То есть либо ретро, либо пытаюсь выйти в новый XXI век, делать вещи, которые соответствуют этому веку.

По словам Бориса Павлова, «прекрасный XX век» со всеми его виражами моды всё-таки ушёл в прошлое:

– Модельеры всего мира сейчас работают совершенно иначе. Сумасшедшие краски, сумасшедшие линии, асимметрия, нестандартность одежды. Я стараюсь для себя и для своих женщин делать что-то похожее. И шьём, и делаем, и носим! Вот сейчас, например, я моделирую себе кардиганы с асимметрией. Это сумасшествие XXI века. Всё другое: другой мир, другие отношения, и другая одежда – яркая, эпатирующая.
Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

Если же говорить о ретро – то это элегантный XIX век или самое начало XX века. У петербуржца есть внушительная коллекция элегантной старинной одежды, сюртуки и фраки, которые он надевает на различные тематические вечера. И не только:

– Иногда мы гуляем по Петербургу в костюмах столетней давности, в частности, бывает, что по Каменноостровскому проспекту гуляют люди в одежде начала прошлого века, – признался Павлов.

Шапокляк позапрошлого века

Помимо одежды у петербуржца есть и другое увлечение – шляпы. Уже много лет он коллекционирует самые разные головные уборы – разных эпох, разных народов, с разных концов света. В данный момент его коллекция составляет 400 экземпляров.

– Самая старая вещь в коллекции – это, по-моему, кепка автомобилиста 1880 года, – рассказал петербуржец. – Есть, соответственно, и старинная одежда, которую я разными путями где-то достал. Есть одежда 1940-го года, 1925 года – времён НЭПа. И она иногда тоже носится, показывается.
Фото: pxhere.com
Фото: pxhere.com

Среди других интересных экспонатов своей коллекции Павлов назвал старинный шапокляк – складной цилиндр, который носили в Петербурге 130-140 лет назад. Есть и не старые, но тоже весьма занимательные экземпляры. Среди них, например, – шляпа перуанского пастуха. Вот что рассказывает о её приобретении сам хозяин:

– Моя любимая дочь гуляет по Перу, а на встречу ей идёт пастух в экзотической шляпе. Естественно, она вспомнила о папе и купила за несколько долларов совершенно необычную шляпу!
Перуанский пастух/ Фото: globallookpress.com/ Sergi Reboredo
Перуанский пастух/ Фото: globallookpress.com/ Sergi Reboredo

Близкие, по словам коллекционера, относятся к его увлечению очень хорошо – ведь всё это даёт много положительных эмоций.

О шляпках, «ватниках» и исчезнувшей женственности

Сам Борис Владимирович тоже носит шляпу. И в наши дни дамы отказываются от этого аксессуара совершенно зря, уверен он:

– Моя позиция такая: во-первых, шляпа довершает одежду. Вот я моделирую платье, но когда подбирается шляпка, на данном наряде ставится точка, шляпа завершает его. Конечно, если она грамотно подобрана.
Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

Наш собеседник уверен, что женщина в шляпке выглядит совершенно иначе – более женственно. А с женственностью у современных дам, по мнению пожилого петербуржца, серьёзные проблемы.

– Когда я вижу женщину, одетую в ватник, который очень удобен на тюремной зоне, и в портки, которые называются «джинсы», нечёсаную, а при этом симпатичную, молодую, интересную женщину, становится обидно и за город, и за неё, – поделился Павлов.

В прежние времена, вспомнил наш собеседник, порядочные дамы не выходили из дома без шляп – «только кухарки и уборщицы». Сейчас же эта традиция незаслуженно забыта, как и в целом отношение к женскому образу.

– Вы должны помнить, что вы женщина, – обращается Павлов к петербурженкам, – Вам бог дал счастье быть женщиной, так не проходите мимо, не растратьте себя только на достойные дела, на работу и быт. Живите для себя: красиво одевайтесь, красиво живите, улыбайтесь и делайте так, чтобы и вам, и окружающим в жизни было интересно, комфортно и хорошо!
Фото: globallookpress.com
Фото: globallookpress.com

При этом, к стремлению соответствовать моде сам петербуржец относится не слишком положительно. По его мнению, одеваться как все – исключительно скучно:

– Одежда женщины должны её выделять. Если ты одета по моде и более-менее стандартно – это плохо, это неинтересно. Потому что найдётся женщина, которая будет одеваться лучше, чем ты. Найди свой стиль, найди свою манеру, найди таких мастеров, которые сделают тебе другую одежду – чтобы тебя, как женщину, видели издалека!