У инструмента есть память. Он словно впитывает в себя мастерство всех музыкантов, которые играли на нём когда-то — тонкая грань между физикой и настоящим волшебством.
— Я вибрирую, но я ещё задеваю соседние обертона и частоты. А когда я задеваю соседние тона — это более высокая аура. И тогда инструмент начинает отвечать, — отмечает народный артист России, художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки Сергей Ролдугин.
Именно поэтому виолончель работы Страдивари в руках Сергея Ролдугина звучит иначе, чем любой другой инструмент на планете.
— Когда ты начинаешь играть, это тебя вдохновляет настолько, что ты начинаешь открывать в себе новые черты. Никогда раньше не играл, а он зовёт тебя. А вот это называется вдохновением. Оно живёт вот в этом ящике, — объясняет Ролдугин.
У петербургской публики появилась возможность не просто послушать, как звучит Гайдн на инструменте Страдивари. Сергей Ролдугин сочинил каденции — импровизации солиста, и они, как бриллианты, изящно инкрустируют произведение классика.
Виртуозные соло посетители филармоний по всему миру принимают всегда тепло. Именно во время импровизаций талант исполнителя проявляется особенно ярко.
— Каденции должны показать возможности артиста. Иногда солист сам пишет. Он должен развернуться во всей красоте своего мастерства, — рассказывает художественный руководитель и главный дирижёр государственного Санкт-Петербургского симфонического оркестра «Классика» Александр Канторов.
Такой уровень мастерства — это, конечно, вершина исполнительского искусства. Сам Сергей Ролдугин уже много лет прилагает все усилия, чтобы открывать всё новые и новые таланты в России. Для этого в 2006 году был создан Петербургский дом музыки.
Аналогов Петербургскому дому музыки в мире нет. За 13 лет он стал стартовой площадкой для тысяч молодых исполнителей. А наставниками выступают звёзды мирового уровня.
Во дворце Белосельских-Белозерских — последние приготовления перед концертом «Молодые исполнители России». Это целая серия выступлений. Студентка Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова Елизавета работает с Домом музыки уже больше трёх лет. Как и другие участники концерта, прошла жёсткий отбор, чтобы попасть на эту сцену.
Уже завтра Елизавета уезжает в Ростов-на-Дону, чтобы показать себя на Дельфийских играх — глобальном соревновании лучших из лучших в области искусства. В августе — конкурс в Швейцарии… Всё благодаря тому, что когда-то её главный наставник — Сергей Ролдугин — разглядел именно в этой девушке потенциал. И такое внимание — обязывает.
— Он очень часто присутствует на концертах, а после подходит и говорит свой вердикт. Может быть строгим, может похвалить, — признаётся Елизавета.
— Я выбираю самых перспективных и даю им самые оптимальные условия, чтобы их талант расцвёл. Обучение молодых музыкантов — это проверка. У нас сочетается кабинетная работа, а потом у этих музыкантов появляется возможность проверить это на людях, — заявляет Ролдугин.
Причём проверить на публике в разных уголках планеты. Программы «музыкальная сборная России» или «Посольство мастерства» дают возможность гастролировать. А для молодого исполнителя — это просто бесценно.
— Это возможность посмотреть мир, залы, разная акустика, — отмечает выпускник Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского Леонид Железный.
И что очень важно: в тех самых разных залах, с разной акустикой молодые исполнители регулярно получают первые премии. А теперь ещё и сам петербургский Дом Музыки, как настоящая творческая лаборатория, начинает свой путь по Европе. Совсем скоро в Вене откроется его Академия. И там мастера из России и Австрии будут давать регулярные мастер-классы с неизменным и уже фирменным знаком качества — что буквально на вес золота в таком требовательном мире искусства.
Напомним, ранее Павел Милюков сыграл в Московской филармонии на скрипке XVIII века.