Прямой эфир

Шедевр Страдивари: Павел Милюков сыграл в Московской филармонии на скрипке XVIII века

Андрей Макаров
16 апреля 2019, 16:48
Знаменитый инструмент сделан в 1715 году — в самый разгар, так называемого «золотого периода» Страдивари.
Фото: 78.ru

Приобретённые благотворительным фондом Сергея Ролдугина «Возрождение традиций» уникальные музыкальные инструменты зазвучали на сцене. В Московской филармонии прошёл концерт солиста Санкт-Петербургского дома музыки Павла Милюкова. Он стал первым музыкантом, сыгравшим на скрипке Страдивари XVIII века, передаёт корреспондент 78.ru.

«Трогать — нельзя» — буднично отвечает на наш вопрос Павел Милюков в гримёрке концертного зала имени Чайковского. Видимо, просьбу хотя бы прикоснуться к инструменту Страдивари музыкант слышит не впервые. Но даже сам подходит к скрипке, затаив дыхание.

— Когда я её беру, беру за части, которые не делал Страдивари. Я играю по грифу, не прикасаюсь даже к ней, — говорит Милюков.

Сквозь прорези на корпусе читаем: «Атониус Страдивариус из Кремоны». Чуть ниже — мальтийский крест в двойном круге. Это клеймо мастера. У скрипки есть имя — по прежним владельцам — «Иоахим-Мендельсон». Инструмент сделан в 1715 году — в самый разгар, так называемого «золотого периода» Страдивари.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Солист Московской филармонии и Санкт-Петербургского дома музыки, скрипач-виртуоз Павел Милюков играл на инструментах признанных мастеров, таких как Гварнери. Говорит, что считал их звучание божественным. До тех пор, пока не взял в руки Страдивари.

Разгадать секрет звучания скрипок Страдивари пытаются столетиями. Поговаривают, что всё дело в особом составе лака, которым мастер покрывал инструменты. Якобы рецепт он получил от одного алхимика, но немного модернизировал — добавил крылышки насекомых и пыль с пола своей мастерской.

До наших дней дошли более 600 инструментов работы Страдивари. Каждый — шедевр. Но этот уникален даже по стандартам скрипичного мастера из Кремоны. Несмотря на почтенный возраст, скрипка в идеальном концертном состоянии.

— Всё чаще и чаще такие вещи закрываются навсегда под стекло. Мы, наверное, одни из последних жителей нашей планеты, кто может не только видеть это, но и слушать, — говорит Павел Милюков.

Это как раз и была задача фонда «Возрождение традиций»: Страдивари должны слышать люди, а сам инструмент должен жить — в концертном зале, в филармонии. Даже такой — стоимостью около 20 млн долларов. Скрипку меценаты приобрели в сентябре прошлого года и передали выдающемуся молодому музыканту в безвозмездное пользование.

— Нет других способов услышать 1715-й год. Публика получает совершенно ни с чем не сравнимую инъекцию гениальности из прошлого и из настоящего, — объясняет основатель фонда «Возрождение традиций», народный артист Российской Федерации Сергей Ролдугин.

Причём «инъекция гениальности» — прерогатива именно российской публики. За границу вывозить инструмент пока нельзя.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Что интересно, подобного опыта, когда молодым музыкантам предоставляют редчайшие инструменты, в мире просто нет. А ведь такая музыкальная эстафета — не только выводит мастерство исполнителей на новый уровень, но и обеспечивает связь поколений музыкантов. Это принципиальная позиция фонда «Возрождение традиций».

—У нас есть инструменты в фонде пониже классом, на них играют изумительно талантливые ребята. Это наша позиция, чтобы молодые таланты брали себе в партнёры, в коллеги гениев прошлого, — замечает Ролдугин.

Это значит, что скрипка Страдивари в руках Павла Милюкова — только начало многолетнего проекта, который позволит тысячам поклонников классической музыки услышать голоса легендарных инструментов прошлого.