Культура
18:1924 марта 2019

На балетную сцену Петербурга спустя 35 лет вернулась пушкинская «Сказка о рыбаке и рыбке»

По задумке научных консультантов постановки, в простой на первый взгляд детской сказке зрителю должен открыться более глубокий смысл, ведь сам поэт изначально заложил в неё почти религиозный подтекст.
Фото: globallookpress.com/Anatoly Lomohov

Пушкинская «Сказка о рыбаке и рыбке» вернулась на балетную сцену спустя 35 лет. Хореографом обновлённой постановки, как и в 1984-м году, стала Ирина Сафонова — одна из последних учениц легендарной Агриппины Вагановой. В новой версии спектакля в Большом Концертном зале «Октябрьский» приняли участие звёзды мирового балета, а также совсем юные артисты.

Хореограф «Сказки о рыбаке и рыбке» Ирина Сафонова буквально восстанавливала балет из собственных архивов. Премьера под её же руководством прошла в 1984-м году, в год юбилея Пушкина. После этого о балете забыли надолго, но спустя 35 лет — тоже, кстати, в год юбилея Александра Сергеевича — новую премьеру встретили полным аншлагом.

И состав для новой версии спектакля подобрали звёздный. Партию главного героя сказки — старика — исполнил премьер Мариинского театра Игорь Колб. Подготовка и само представление для артиста стали гонкой на машине времени: приходится быстро перемещаться из одного возраста в другой, а порой и находиться в нескольких сразу.

— Сама пластика спектакля подразумевает некую дряхлость физическую. При этом активности пластические выверены канва-текстом. При этом он прыгает, он носит, он всё делает, и само ощущение того, что он старик — оно получается каким-то чисто номинальным, — рассказал Игорь Колб.


Оригинальный пушкинский сюжет для балетной постановки стал лишь основой: спектакль «оброс» новыми героями и сюжетными линиями, которых в сказке нет. Так, в представлении появился гость из Индии — в исполнении звезды мирового балета Фаруха Рузиматова, и мастер-часовщик со своей куклой — их сыграла семейная пара, солисты Михайловского театра Марат Шемиунов и Ирина Перрен. За кулисами супругов поддерживала дочка Ева.

— Героя, может быть, и не было, но сам Пушкин был бы рад сказать словцо или написать стихотворение про часовщика, про такого мастера — изобретателя кукол. Я в сегодняшнем спектакле изобрёл вот эту куклу, мою супругу Ирину, и мы с ней танцуем дуэт. «Сказка о рыбаке и рыбке»… — Конечно же, мы читали Еве эту сказку. Да, и она с удовольствием посмотрит сейчас, как развивается история во втором акте. Ева, посмотришь? Да, — рассказали они.


Музыку для спектакля композитора Владимира Бояшова исполняет целый оркестр русских народных инструментов. По задумке научных консультантов постановки, в простой на первый взгляд детской сказке зрителю должен открыться более глубокий смысл, ведь сам поэт изначально заложил в неё почти религиозный подтекст.

— Старик — это ум человека. Старуха — это сердце человека. Они неразрывны, они всегда вместе. Изба — это тело человека. И вот старик, когда выходит к бушующему морю, к житейскому морю нашей жизни, ловит неводом с третьего раза золотую рыбку. А рыбка — это символ нашего Бога, символ Иисуса Христа, — пояснила научный консультант фонда «Общество возрождения художественной Руси» Екатерина Смирнова.

Хореограф Ирина Сафонова стала первой, кто взялся за «Сказку о рыбаке и рыбке» после её провала на балетной сцене в 19 веке. Постановку из восьмидесятых до сих пор называют самой удачной. Обновлённому спектаклю официальных рейтингов пока не присвоили, но отклик зрителей говорит сам за себя.

Напомним, ранее премьеры из Америки выступили на фестивале балета под The Rolling Stones в Мариинке.

Больше новостей читайте в нашем канале на «Яндекс.Дзен».

Театры
Новости партнеров