Светлана Сурганова и Илья «Чёрт» Кнабенгоф — пожалуй, самая необычная романтическая пара, которую можно было представить себе в лирической истории. Тем не менее, именно эти популярные рок-музыканты исполнили главные партии в новом рок-мюзикле по произведению ирландского писателя Чарльза Метьюрина «Мельмот Скиталец».
Роман, изданный впервые ещё в 1820 году, стал источником вдохновения для литературных гениев самых разных эпох и стран. Именно из «Мельмота» Пушкин позаимствовал историю с умирающим дядей для «Евгения Онегина». Оскар Уайльд написал по мотивам готического романа свой «Портрет Дориана Грея», а Булгаков откровенно «списал» линию Ивана Бездомного с одного из героев Метьюрина — Стентона.
История вроде бы проста: бедный ирландский студент, отчаявшись, продаёт душу дьяволу за бессмертие и всемогущество. Но, заполучив всё желаемое, он вдруг понимает: что-то не так. Решив избавиться от дара-проклятия, Джон Мельмот отправляется в странствие по свету. Но вот незадача: никому не нужно бессмертие!
Мельмот встречает на своём пути множество ярких персонажей, каждый из которых по-своему объясняет, почему бессмертие ему ни к чему. Среди собеседников и оппонентов ирландца — и монах в исполнении Вячеслава Бутусова, и мудрец-прорицатель Адония, роль которого досталась бывшему бас-гитаристу «Пикника» Александру Рокину, и даже протопоп Аввакум (Анатолий Вишняков, группа «Галактическая конфедерация»).
Помимо этого неожиданного персонажа, есть и другие, удивляющие не меньше. К примеру, из России странствующий герой отправляется в Китай, где предлагает своё проклятие «солдату Лао Дзы». Эту необычную роль сыграл Михаил Башаков.
Но, разумеется, спасти продавшего душу может только жертвенная любовь. Её дарит Мельмоту туземка Иммали — единственный женский персонаж в истории. Партию Иммали, отдавшей свою жизнь за душу любимого, исполняет Светлана Сурганова.
Есть в рок-опере и другие интересные персонажи — например, целая толпа моряков и пиратов, которых исполнили разные рок-музыканты. Есть также хор туземцев-людоедов, вождём которого в мюзикле оказался сам Армен Григорян, лидер группы «Крематорий». Присутствует в мюзикле, впрочем, и совершенно другой хор — церковный.
Автор либретто к рок-мюзиклу Андрей Тихонов отметил: при создании «Мельмота» от первоначального произведения его создатели ушли очень далеко. Получилась, по сути, «рок-фантазия» по мотивам ирландского романа. Тема с искушением юной души демоном не нова — она использовалась в литературе и до, и после Метьюрина. Но именно он смог создать произведение «на все эпохи».
Автор идеи и всей музыки к мюзиклу — композитор Вадим Тофанюк. Со своей мечтой записать рок-оперу со звёздным составом Тофанюк пришёл в 2016 году к продюсеру Николаю Орловскому. И именно Орловский решил, что роль Джона Мельмота может исполнить только лидер «Пилота» Илья Кнабенгоф.
— Когда Вадим предложил мне этот рок-мюзикл, я сразу увидел в главной роли Илью, — поделился Николай Орловский. — Весь его жизненный путь, вся его судьба, причём не только музыкальная, но и жизненная, на мой взгляд, напрямую сочетается с тем, что пришлось пройти главному герою, который после всех мытарств всё равно вышел к свету, к добру!
Сам Илья Кнабенгоф признался, что не сразу решился на эту «авантюру». Однако знакомство с автором идеи и музыки позволило справиться со всеми сомнениями.
— Честно говоря, для меня с этой работой встал личный вопрос, — рассказал лидер группы «Пилот». — Наверное, это волшебство и магия, но я с детства очень хорошо умел читать людей. Я не хотел участвовать в подобном мероприятии, мне это было непонятно, чуждо, непривычно. Но когда я в первый раз увидел Вадима — у меня всё изменилось.
Илья Кнабенгоф отметил, что Вадим Тофанюк, по его убеждению, «обладает каким-то волшебным влиянием»:
— Я увидел человека очень открытого, очень честного, с глазами русского офицера, который бороздил моря, и у которого эти моря в глазах остались. Я увидел взрослого, очень мужественного человека, который прожил потрясающую жизнь, реализовался, человека с хорошими, правильными религиозными принципами… Но в то же время я увидел, что это мальчишка. И он сумел сохранить, не растерять этого мальчишку внутри.
Музыкант признался, что встретить такого человека в наше время — настоящее волшебство.
— И я вдруг понял, что я не смогу ему отказать. Что бы он меня ни попросил — я не имею права отказывать. Потому что это, действительно, что-то сверху пришло. Мне его привёл господь. И я не должен ему отказывать — в любом случае, — рассказал Илья.
Такая уверенность, по словам исполнителя главной роли, наложила на него серьёзные обязательства:
— Для меня это была огромная личная ответственность: и перед ним — не накосячить, и перед богом — не накосячить.
Сам рок-мюзикл создавался на протяжении более чем двух лет — с 2016 года. Партия каждого героя записывалась на студии отдельно, так что особых конфликтов между участниками проекта быть не могло. А вот между музыкантами и автором идеи споры всё же случались — о чём и рассказал лидер «Пилота». По словам Ильи, для него это был исключительный новый опыт:
— Я старался, как мог. Думаю, я мог бы лучше, если бы у меня был какой-то опыт в этом, было больше времени на подготовку и так далее. Но я старался. Вадим (Тофанюк — прим. ред.) очень жёстко подошёл к вопросу, он поставил жёсткие рамки: мы должны были всё спеть буквально нота в ноту, как были записаны партии. Это было настолько непривычно: перевоплотиться в другого человека, сыграть его судьбу, спеть его, да ещё и чётко-чётко — вот эту всю актёрскую игру, интонирование уложить в чётко написанные на бумаге ноты... Это была какая-то сверхзадача для меня. Но с каждым разом, с каждой новой записью на студии это получалось всё лучше.
Сам композитор, отметил Илья Кнабенгоф, изначально не хотел идти ни на какие компромиссы — и требовал чёткого следования сценарию. Что было довольно сложно, ведь в записи мюзикла принимали участие состоявшиеся музыканты, у каждого из которых было собственное видение этого творения. Однако со временем между автором и исполнителями появилось больше взаимопонимания.
— Вадим со временем стал нам доверять, — поделился Илья. — Я ему говорю: «Давай сделаем не так, а этак». Поначалу он совсем не хотел, наотрез отказывался, а потом стал давать нам какую-то свободу. Всё-таки понял, что мы тоже своё дело знаем.
Тем не менее, если бы работа над мюзиклом была полностью отдана на откуп музыкантам — без сомнения, получилось бы совсем другое произведение, уверен Илья Кнабенгоф:
— Мы бы это сделали по-другому. Менее классически. Когда писали на студии, мне показалось, что это очень сильно отдаёт академической оперой. А мне хотелось сделать что-то более приближенное к рок-спектаклю. У меня всегда вертелось в голове что-то из детских пластинок: «Маша и Витя против диких гитар», «Остров сокровищ», что-то такое. А тут прямо классическая опера, и для меня это было странно.
Тем не менее, мюзикл получился очень разнообразным. И не удивительно — ведь, в итоге, его можно признать глубоко коллективной работой:
— Каждый вложил в него своё понимание, — подчеркнул исполнитель главной роли.
Вторая главная роль — туземки Иммали, спасительницы и жены Мельмота, попала в руки Светланы Сургановой. Но — не сразу. Как признался директор проекта Николай Орловский, изначально исполнять партию Иммали должна была Елена Ваенга:
— Она очень хотела, но не смогла: два года назад у неё были гастроли кругом. Когда мы поняли, что у Лены не получается, мы долго думать не стали. Кто ещё обладает у нас достаточно интересным женским вокалом? Почти сразу мы остановились на кандидатуре Светланы Сургановой, которая и сыграла вторую главную роль.
Однако началось всё, как ни странно, с других партий. Как признался в беседе с 78.ru Николай Орловский, первым приглашённым музыкантом стал лидер группы «Крематорий» Армен Григорян.
— Я услышал песню «Рэп островитян-людоедов» (одна из композиций мюзикла — прим. ред.), и Вадим сказал, что в таком ключе будет весь рок-мюзикл: интересный, необычный, с юмором. Но, в то же время, такой, который заставляет задуматься о чём-то вечном. И я сказал: «А давай предложим Армену Григоряну, у нас как раз на следующий день должен быть их концерт в Стрельне». Он: «Давай!». Я предложил — и Григорян сказал: «Конечно, это вообще мой типаж». И так пошло — одна роль зацепилась за вторую, вторая за третью…
По словам директора проекта, в итоге каждый исполнитель в произведении «максимально приближен к своему персонажу по характеру».
— Люди играют самих себя, — уверен Николай Орловский.
И это довольно интересно — особенно если учесть, что в произведении есть и святой старец, и людоеды, и пираты, и демон-искуситель, которого играет лидер Tequilajazzz Евгений Фёдоров.
Кроме того, одну из важных ролей исполнил Юрий Гальцев — известный юморист, а последние одиннадцать лет — также художественный руководитель Театра эстрады им. А. И. Райкина в Петербурге. Гальцев предстал в «Мельмоте» в образе менестреля, и сам остался очень доволен такой «примеркой».
— Для меня этот проект особенный, — признался худрук Театра эстрады. — Обычно играешь во всяких «весёлых штучках», а здесь роль была необычная для меня.
Впрочем, «тайным паролем», переманившим Гальцева на сторону автора рок-мюзикла, стало имя одного из участников проекта:
— Когда меня приглашают в проект, я спрашиваю, кто будет из звёзд. Коля (Николай Орловский — прим. ред.) сказал одно кодовое слово — что будет там Слава Бутусов. Я говорю: если будет Бутусов, буду и я. Я знаю Славу очень хорошо много лет, и знаю, что он не пойдет в авантюрные дела и проекты.
На данный момент рок-мюзикл Вадима Тофанюка «Мельмот Скиталец», наконец, готов. Однако записан он только в аудиоформате — как театральной постановки его пока не существует. Но создатели не исключают возможность поставить «Мельмота» на сцене.
Николай Орловский рассказал:
— Над постановкой мы на сегодняшний день и ломаем голову. Кому отдать всё это дело? Надеемся, что в ближайшее время все паззлы срастутся в один, и дай бог к осени люди уже смогут прийти на полноценный рок-мюзикл, где будут играть, петь и где будут актёры — надеемся, даже известные.
Пока что директор проекта уверен: музыкантам в постановке следует петь, а играть должны уже совсем другие люди. А вот Илья Кнабенгоф признался — идея попробовать себя в качестве актёра в театральной постановке мюзикла кажется ему весьма привлекательной:
— Было бы очень интересно. Мне эта история близка, мне близок персонаж и то, что с ним произошло в самой книге. Это очень показательно для тех людей, которые меня окружали всю жизнь, так что я бы попробовал с удовольствием. Не факт, что у меня получится, я не театральный актёр, но если бы предложили — я бы приложил все силы.