Культура
13:2021 марта 2019

«Я вообще безработный!»: Юрий Грымов о свободном театре, плохом кино и идеальном браке

Послужному списку Юрия Грымова можно позавидовать: он одним из первых начал снимать рекламные ролики и видеоклипы для звёзд эстрады, стал автором полюбившихся публике кинокартин, а в последнее время всерьёз взялся за театральные постановки.
Фото: globallookpress.com/ Natalia Shakhanova

Сегодня «На дне» Горького живут другие люди

Именно театр стал причиной того, почему Юрия Грымова удалось встретить в Петербурге. Режиссёр уже несколько лет занимает пост художественного руководителя Московского драматического театра «Модерн». Именно под его эгидой «Модерн» потерял твёрдый знак в названии, интерьеры театра значительно видоизменились, а зрителей на спектакли не пускают без соответствующего дроесс-кода. Постановки под руководством Юрия обязаны быть актуальными для публики, а проблемы, затронутые в них, должны напрямую касаться современного человека.

Именно такой получилась пьеса Максима Горького «На Дне», с которой театр «Модерн» навестил Петербург. Казалось бы, о какой современности может идти речь, ведь действие произведения развивается аж в прошлом веке, а как таковые ночлежки, в которых обитали главные герои пьесы, остались лишь на её страницах.

— Я очень бережно отношусь к автору, поэтому никогда не меняю в своих постановках текст. Я могу менять акценты, направления, но это должно быть сопоставимо.
"На дне"/ Фото: пресс-служба театра «МОДЕРН»

Текст тот же, персонажи те же, вот только переместились они в совершенно другое место. Чтобы поднять мысль духовного падения и некой деградации, через которую сегодня проходит современный человек. Юрий Грымов помещает главных героев в богатый район и превращает их в состоятельных людей. Обитатели альтернативного дна внутренней природы лишены. Возможно, это и становится причиной того, почему им с трудом удаётся понять, что духовный мир человека не зависит от материальных благ.

— Если бы Горький писал пьесу сейчас, он написал бы об этом же, но может быть другими словами. Поэтому я поднимаю значение того, что написал Горький.

«Театр — это не футбол. В нём не играют»

В каждый свой спектакль Юрий Грымов вкладывает душу и переживает все его события вместе с главными героями. Постановку «Ничего, что я Чехов?» художественный руководитель назвал одной из самых тяжёлых.

Михаил и Ольга Чеховы — это легенды театра. Их имена прошли сквозь время, и даже сегодня, несмотря на громадное количество талантливых актёров, современные артисты мечтают походить именно на них.

 Фото: globallookpress.com/ Zamir Usmanov
Фото: globallookpress.com/ Zamir Usmanov

Михаил Чехов — выдающийся драматический актёр, педагог и режиссёр, а его жена — государственная актриса Третьего Рейха. Их жизнь окутана мифами, а их судьбы пересекаются с другими великими для истории мира и искусства людьми. Среди них даже был сам Адольф Гитлер.

До постановки «Ничего, что я Чехов?» сложно было найти хотя бы одно упоминание этих имён в мире искусства. Юрий Грымов всегда мечтал поставить спектакль, посвящённый особому человеческому состоянию — состоянию актёра. В основе постановки «Ничего, что я Чехов?», конечно, лежит биография двух великих людей, но её посыл гораздо шире.

— Это гимн людям, которые отдали свою жизнь сцене. Потому что театр не футбол, в нём не играют. В театре живут.

«У вас есть возможность прожить ещё одну жизнь»

Именно из-за постановок о людях современный зритель идёт в театр, именно в нём он может спрятаться от агрессии окружающего мира.

— Люди идут в театр, чтобы увидеть себе подобных. Сегодня театр в России — это свобода. Это гигантское разнообразие того, что происходит. В России очень много театров, а значит, каждый зритель может найти то, что ему нравится, тот почерк, который ему близок.

Однако современного зрителя ещё нужно уметь привлечь. Юрий Грымов уверен, постановки не должны быть скучными. Но это совершенно не значит, что каждый спектакль необходимо превращать в фарс. Достаточно понять цель происходящего на сцене и сделать его в меру эмоциональным.

— Для меня театр — это всегда высказывание. Я всегда задаю вопрос: а зачем я это расскажу на сцене? Развлечь? Нет. Для этого есть много других жанров, то же телевидение. Театр — это интимная зона, в которой возможно не терять время, а наоборот, приобретать. Потому что у вас есть уникальная возможность прожить еще одну жизнь.

«Я думал, что в кино буду дольше»

Помимо блестящих современных постановок, за плечами у Юрия Грымова ещё несколько действительно полюбившихся зрителями кинокартин. Режиссёр признаётся, что современный кинематограф сегодня превратился во что-то неоднозначное: на экраны выходят либо спортивные драмы, либо фильмы о войне, к которым Юрий не хочет иметь отношения. По мнению режиссёра, в кино должен быть спектр картин: от самых талантливых до самых плохих, от детских до исторических, от военных до спортивных. А современный кинематограф, к сожалению, такого разнообразия лишён.

— В кино больше не снимают про плохих ребят. А как же быть? Одни фильмы про великих атлетов. А в театре можно увидеть мерзавцев и сделать вывод, что так жить нельзя.
 Фото: globallookpress.com/ Natalya Loginova
Фото: globallookpress.com/ Natalya Loginova

Новые картины Юрия Грымова не выходили на экраны уже два года. Всё это время режиссёр был занят работой над новым фильмом «Анна Каренина. Интимный дневник», который, как признался автор, стал настоящим экспериментальным кино. В его основу легла переписанная история из знаменитого романа. Безусловно, это пересказ, но в той форме, в которой видит его режиссёр.

— Я не хочу выравнивать себя с Толстым. Лев Толстой — это великий мастер, гений, а я — читатель, но я вижу там что-то своё и пересказываю.

«Нормальный человек не может заниматься рекламой»

Было время, когда Юрий Грымов не только фильмы снимал, но и создавал рекламные ролики. Под его чутким руководством на экранах телевизоров вышло около 30 рекламных роликов. Удивительно, но человек, которого считали гением рекламы, теперь не хочет иметь к ней никакого отношения.

— Реклама вся исчезла, появились какие-то иностранные, в основном американские клише. Нормальный человек не может сегодня заниматься рекламой.

Всё, что мы сегодня привыкли видеть в перерывах между передачами, режиссёр считает объявлениями, а с ними работать ему неинтересно.

«Я никогда не расставляю приоритеты в ущерб семьи»

Кинофильмы и рекламные ролики в карьере Юрия Грымова всё же ушли на второй план. Теперь его жизнь вращается вокруг театра «Модерн». Но даже в трудовые будни он всегда находит время на семью.

— Неужели вы думаете, что нормальный человек может поставить семью на второй план? Это глупо! Если бы нужно было выбрать между семьёй и работой…да какая работа? Я вообще безработный!
Фото: globallookpress.com/ Natalia Shakhanova
Фото: globallookpress.com/ Natalia Shakhanova

Свою должность художественного руководителя Московским драматическим театром «Модерн» Юрий Грымов считает формальностью для трудовой книжки. На самом деле театр — это тоже часть его жизни, которая находится в постоянном балансе с семейной.

Юрий и его жена Ольга живут душа в душе уже больше 25 лет. Секрет идеального брака, по мнению режиссёра, в том, чтобы не копаться в понятии «идеальные отношения» и доверять себе и друг другу.

ЗвездыТеатрыВидео
Новости партнеров