О необходимости усиления работы с недобросовестными подрядчиками, отказывающимися устранять по гарантии дефекты на участках дорог, где ремонт был выполнен от одного года до пяти лет, рассказал глава дорожного комитета Ленобласти Юрий Запалатский. Привести трассы после зимы в нормативное состояние в 47-м регионе должны к 1 мая. В Петербурге к такой работе в основном тоже начинают приступать. 78.ru на примере двух регионов решил выяснить, что такое гарантийный ремонт, почему он требуется, особенно весной, и значат ли такие восстановительные работы, что изначально подрядчики выполнили свою работу некачественно.
Подходы к срокам гарантийного ремонта в Ленобласти и Петербурге несколько варьируются.
Как сообщили в пресс-службе дорожного комитета 47-го региона, гарантийный срок — это период, который отдельно прописывается в государственных контрактах с подрядчиками на строительные или ремонтные работы по дорогам. В течение этого времени подрядчик обязуется устранить какие-либо выявленные недочёты. Как правило, гарантия на ремонт дороги, в среднем, составляет от пяти до семи лет.
— Дорожный комитет Ленобласти сейчас прорабатывает вариант более длинного гарантийного срока. Если говорить о работах, то, прежде всего — устранение деформаций асфальта и колейности, — отметили в ведомстве и пояснили, что гарантия — это своего рода страховка от недобросовестных подрядчиков, которые могут заявляться на конкурс.
Компания видит, что схема «выполнил работы — получил деньги — исчез» работать не будет, следовательно, уменьшается количество фирм-однодневок, которые не могут качественно выполнить работы.
В комитете по развитию транспортной инфраструктуры Смольного отметили, что в Северной столице срок гарантии устанавливается в зависимости от интенсивности движения транспорта и может составлять от двух до семи лет. Основными видами работ в период действия гарантийных обязательств, как правило, являются: промазка битумной мастикой трещин в асфальтобетонном покрытии и швов сопряжения, ямочный ремонт покрытия для устранения мелких разрушений, восстановление покрытия в местах отбора лабораторных проб.
Как рассказали в пресс-службе дорожного комитета Ленобласти, весенний старт кампании по гарантийному ремонту объясняется климатическими особенностями территории. Так, в 47-м регионе весь ремонт проверяется специализированной лабораторией «Ленавтодора» в тёплое время года, а перепады температур начинаются как раз зимой и весной. Именно поэтому дорожники приступают к комиссионным обследованиям в марте — апреле.
В КРТИ рассказали о пучинистости грунтов в Петербурге, в результате которой в покрытии образуются трещины, которые как раз и являются основной причиной возникновения разрушения в дальнейшем.
— Как правило, это происходит в зимне-весенний период. Причина — влага попадает в трещину, замерзает, происходит расширение, и так по несколько раз — в итоге может образоваться выбоина. Для исключения подобных ситуаций подрядные организации в весенний период производят гарантийное обслуживание всех объектов в части промазки трещин, устранения мелких дефектов покрытия. Поэтому можно сказать, что каждый объект в период действия гарантийных обязательств в той или иной степени подвергается гарантийному ремонту, — отметили в комитете.
Как подчеркнули в КРТИ, ремонт асфальта является сложным технологическим процессом, в ходе которого могут быть допущены мелкие недочёты, выявить которые на стадии приёмки работ не получается. Поэтому говорить о некачественном выполнении работ как основной причине возникновения дефектов не корректно.
Наибольшие сложности возникают в случае образования колейности в асфальте. Как правило, суды встают на сторону подрядных организаций, признавая такой дефект следствием естественного износа покрытия в ходе эксплуатации, поэтому говорить о недобросовестности подрядчика в данном случае не корректно. Компании отстаивают свои права в соответствии со статьей 755 части 2 ГК РФ («Гарантии качества в договоре строительного подряда»).
Другой вопрос — это действительно недобросовестные подрядчики, которые отказываются выполнять свои обязательства по контракту. По словам представителей КРТИ, как правило это мелкие организации, выполнявшие ремонт небольших объектов, у которых попросту нет средств для дальнейшего гарантийного обслуживания. Также имеются случаи банкротства и ликвидации таких организаций после исполнения государственного контракта. «По состоянию на сегодняшний день число подобных исков составляет 104, из них удовлетворено — 74, в процессе рассмотрения — 13, оставлено без движения по причине банкротства — семь, отказано в удовлетворении требований — три. Заказчик требует в суде выполнения работ, поэтому назвать сумму исков не представляется возможным», — констатировали в КРТИ.
В дорожном комитете Ленобласти констатировали, что в этом году «Ленавтодор» пока ведет претензионную работу: ряду подрядчиков, выполнявших работы с 2014 года, высланы письма о необходимости устранить дефекты. Если этого сделано не будет, то начнётся взыскание неустойки через суд. В 2019 году самые большие штрафы выставлены компании «НордСтройТранс» — 6 млн рублей. Фирма не исполнила обязательства по гарантийному ремонту 12 дорог, где проводились ремонты с 2014 года. В свою очередь ООО «ЭСКО» до сих пор не выполнило гарантийный ремонт на региональных дорогах Выборгского района.
В Ленобласти сейчас хуже всего ситуация обстоит на дорогах после ремонта с высокой интенсивностью движения. Это, прежде всего, Выборгский, Всеволожский и Гатчинский районы.
В КРТИ проблемные объекты назвать отказались. Однако член совета Санкт-Петербургского городского и Ленинградского областного отделения «Всероссийское общество автомобилистов» Александр Холодов вспомнил пример с Ситцевой улицей в Приморском районе.
— До ремонта она находилась в ужасном состоянии, а теперь ещё хуже. Там практически не проехать, —пояснил он.
В социальной сети «ВКонтакте» легко можно найти подтверждение недовольства горожан качеством проведённого ремонта.
Председатель Автоклуба А 24 Денис Шубин считает, что в настоящее время проблемы имеются практически у всех вылетных магистралей в центре.
— Сразу же в голову приходит Каменноостровский проспект. Там, даже просто переходя его, легко упасть, я не говорю о колейности для автомобилистов. С ней есть проблемы и на КАД. Складывается ощущение, что подрядчики теперь используют такие материалы, из-за которых ремонт требуется практически каждый год, — отмечает он.