Прямой эфир

Катящиеся камни: 4 мифа о The Rolling Stones

Инна Кимакович
15 марта 2019, 21:50
78.ru разбивает в пух и прах главные «народные легенды» о культовом коллективе.
The Rolling Stones в 1969 году/ Фото: globallookpress.com/ Keystone Pictures USA

В конце марта на второй сцене Мариинского театра пока покажут балет на музыку легендарных The Rolling Stones. Премьера постановки Porte Rouge состоится 26 марта в рамках вечера «Творческая мастерская молодых хореографов». В балете прозвучат Paint It Black, You Can’t Always Get What You Want и She’s a Rainbow, которые специально для премьеры отредактировал вокалист The Rolling Stones Мика Джаггера. 78.ru решил рассказать своим читателям о главных мифах, которые существуют вокруг культового коллектива.

Миф № 1

Мик Джаггер является основателем The Rolling Stones и единственным вокалистом группы. Это совсем не так. Можно хотя бы вспомнить композицию Angie, которую создал и давно исполняет со сцены Кит Ричардс. Другой важной фигурой в истории The Rolling Stones является Брайан Джонс.

— Центральной фигурой группы являлся Брайан Джонс. Этот одаренный музыкант за полчаса мог освоить любой инструмент, от саксофона до ситара. Он зарабатывал на жизнь музыкой, играя легкий, воздушный ритм-энд-блюз, когда Мик Джаггер еще был заурядным студентом экономического в лондонском университете, а Кит Ричардс, тоже не особенно прилежный студент, изучал гуманитарные науки и полагал, что играет не хуже Чака Берри, так как был способен извлечь три аккорда из своей вечно расстроенной гитары, — пишет Тони Санчес в книге «Как я был драгдилером Роллинг Стоунз» («Как я был драгдилером Кита Ричардса»).

Брайан Джонс не просто был гитаристом, мультиинструменталистом, бэк-вокалистом и вокалистом The Rolling Stones. Он по праву считается основателем культового коллектива. Вокруг него и его смерти образовалась отдельная вереница мифов. Самой популярной из которых является легенда, что Джонса утопил Мик Джаггер (в некоторых вариантах — вместе с Китом Ричардсом), чтобы занять центральное место в «Роллингах».

Официальное расследование причин смерти основателя The Rolling Stones этот миф не подтверждает. Как и легенду о том, что Джаггер и Ричардс довели Брайна Джонса до суицида.

— Вскоре, однако, в музыкальной среде поползли странные слухи: например, кто-то записал слова техников и ассистентов по звукозаписи (которые пытались поднять свой авторитет, доказывая, что близко общались со звездами): мол, есть очевидные доказательства того, что Брайан покончил с собой, но они замалчиваются. Согласно этой зловещей, но полностью выдуманной кем-то истории, Брайан совершил самоубийство, потому что Джаггер увел у него девушку, точно так же, как Кит в свое время увел Аниту. Этот бесчестный поступок якобы окончательно добил Брайана, и он решился на самоубийство, — однако «Роллинг Стоунз» заплатили всем, кому надо, за молчание, поскольку боялись, что известие об этом заставит публику отвернуться от группы. Во всем этом не было, конечно, ни крупицы правды, однако я слышал эту версию в разных вариантах вновь и вновь. Впрочем, даже некоторые из близких друзей Брайана не могли полностью исключать возможность суицида, — пишет Санчес.

То, что Кит Ричардс увёл у Брайана Джонса итальянскую модель и актрису Аниту Палленберг, правда. Палленберг до сих пор называют гражданской женой Ричардса. Вместе они были более десяти лет.

Основатель The Rolling Stones был обнаружен на дне бассейна в своем поместье в Хартфилде (Англия) около полуночи 3 июля 1969 года. Официальное решение следствия — смерть от несчастного случая: Джонс «захлебнулся водой, находясь под действием наркотиков и алкоголя». Ему было 27 лет. К этому моменту The Rolling Stones были известны не только в Британии, но и в США. Брайан Джонс, как и многие другие знаменитости, любил веселиться и сильно сидел на наркотиках. Из-за своих пристрастий у него действительно возникали конфликты с другими участниками группы. Он мог пропускать репетиции и записи в студии, опаздывать на концерты. Поэтому в этот период его роль в развитии The Rolling Stones была минимальной. Но говорить о том, что Джаггер и Ричардс довели его до самоубийства, всё-таки большой перегиб.

Брайн Джонс/ Фото: globallookpress.com/ Daily Mail
Брайн Джонс/ Фото: globallookpress.com/ Daily Mail

Миф № 2

The Rolling Stones ненавидели The Beatles и их музыку. Якобы группы презирали друг друга и не любили играть вместе. Действительно, The Beatles стали популярными раньше The Rolling Stones. Поэтому «Роллингам» досталась роль антагонистов «ливерпульской четвёрки». The Beatles — прилизанные, мелодичные, в костюмчиках, а The Rolling Stones — в рваных джинсах, с длинными волосами и макияжем.

— Все знают Beatles, мамы их обожают и папы их обожают, а эти — вы разрешите своей дочери выйти замуж за такое? И тема с имиджем «назло всем» оказалась почти гениальной. То есть ни Эндрю, ни мы гениями не были, просто эта придумка попала точно в яблочко, и после того, как все всё про нас поняли, стало нормально — мы теперь были готовы включиться в игру под названием «шоу-бизнес» и оставаться самими собой…. За считанные недели мы прошли путь от непонятно чего до лондонских триумфальных лавров. Не могли же одни Beatles заполнить все строчки хит-парадов. Вот мы и стали заполнителями промежутков на следующие год-два, — вспоминает Кит Ричардс в своей биографии «Жизнь».
Кит Ричардс в 1960 году/ Фото: globallookpress.com/ imago stock&people
Кит Ричардс в 1960 году/ Фото: globallookpress.com/ imago stock&people

То есть противостояние двух британских групп существовало только для разогрева интереса публики. На деле же группы активно общались. И даже обменивались песнями. Так, в сентябре 1963 года The Beatles подарили The Rolling Stones композицию «I wanna be your man».

— Мы уважали друг друга. Мик и я восхищались их (The Beatles) гармонией и способностью создавать шикарные тексты, а они завидовали нашей свободе движения и нашему образу. Они хотели объединиться с нами. По правде говоря, у нас с Beatles были очень дружные отношения. Всё остальное (публичное противостояние — прим.ред.) было продумано до мелочей, потому что в то время синглы выходили каждые 6-8 недель. И мы старались подгадать по времени так, чтобы не пересекаться. Я помню как-то раз Джон Леннон мне позвонил и сказал: «Так, мы ещё не успели всё замиксовать» «А у нас один есть готовый» «Отлично, тогда вы пускаетесь первыми», — пишет Кит Ричардс.

Миф № 3

The Rolling Stones убили мирную эпоху хиппи 60-х годов. Это громкое заявление появилось в 70-х годах. Его причиной стал Альтамонт. Альтамонтский фестиваль (Altamont Speedway Free Festival), который прошёл 6 декабря 1969 года. The Rolling Stones были его хедлайнерами и, можно даже сказать, организаторами. Согласно легенде, Мик Джаггер был настолько взбешён тем фактом, что «Роллингов» не пригласили выступать на легендарном Вудстоке (Woodstock Music & Art Fair, 15—18 августа 1969 года), что решил сделать свой фестиваль. Сначала Альтамонт окрестили «западным Вудсток». Состав исполнителей там был прекрасный: помимо самих «Роллингов» были заявлены Айк и Тина Тёрнеры, Santana, The Flying Burrito Brothers, Jefferson Airplane, Crosby, Stills, Nash & Young и другие коллективы. Тем не менее в историю Altamont Speedway Free Festival вошёл как самый ужасный фестиваль, «завершивший эпоху хиппи».

Его отличительной чертой стало обилие наркотиков и насилия. Во многом этому помогли Hells Angel («Ангелы Ада») — байкеры, которых The Rolling Stones наняли для охраны сцены и порядка. Именно во время выступления «Роллингов» «ангелы» забили до смерти 18-летнего Мередита Хантера. Кроме того, на фестивале погибли ещё три человека: два были сбиты машинами, а один утонул в оросительном канале. Многие посетители получили ранения, а множество автомобилей было украдено и затем брошено.

Позже журнал Rolling Stone назовёт Альтамонт «самым худшим днём в истории рок-н-ролла. 6 декабря — день, когда всё „в идеале“ пошло по наклонной».

— Спонтанно возникали драки. Люди резали друг друга ножами и въезжали в толпу на машинах — началась ужасающая массовая истерия и паранойя. В то же время в самой гуще этого безумия танцевали голые «дети цветов» с маргаритками в волосах, как херувимы, которых вдруг сослали в Ад и которые ещё не поняли, где они находятся… Именно здесь утопический миф поколения мюзикла «Волосы» и «Роллинг Стоунз» лопнул, обнажив внутреннюю гниль. Анархия, которую проповедовали эти ребята, существовала лишь при поддержке цивилизованного общества, которое они презирали… Там царила вседозволенность, которой так долго хвастались «Роллинг Стоунз», та самая свобода для всех, которой они соблазняли нас с экранов телевизоров и строчек газет. Она выглядела уродливо, безумно, слепо, черно и ужасающе, — пишет Тони Санчес в книге «Как я был драгдилером Роллинг Стоунз» («Как я был драгдилером Кита Ричардса»).

Санчес добавляет, что в это же время на юге Калифорнии другой фанат The Rolling Stones и The Beatles «учил своих последователей тому образу жизни, который отражал его понимание идеала свободы». Имя его было Чарльз Мэнсон. Но тут с биографом «Роллингов» можно поспорить.

Главное убийство «Семьи» Мэнсона всё-таки произошло за несколько дней до Вудстока (8—9 августа 1969 года). В результате нападения четырёх фанатов Helter Skelter погибли пять человек. Среди них была и беременная жена режиссера Романа Полански — Шэрон Тейт.

Этот и многие другие исторические факты всё-таки не позволяют винить в завершении мирной эпохи хиппи 60-х одних The Rolling Stones. Да, возможно, Мик Джаггер переборщил, выходя на сцену в образе Сатаны под охраной «Ангелов Ада». Тем не менее хиппи продвигали свои идеи ещё в течение 70-х годов. Да и сегодня можно встретить подобие «детей цветов».

Фото: globallookpress.com/ PAUL HACKETT
Фото: globallookpress.com/ PAUL HACKETT

Миф № 4

В СССР The Rolling Stones были запрещены. На самом деле первый альбом вокально-инструментального ансамбля «Катящиеся камни» в Советском Союзе выйдет в 1975 году. До этого к англичанам, действительно, относились с особой осторожностью. Причиной тому стало выступление The Rolling Stones во Дворце культуры и науки в Варшаве в 1967 году. Изначально концерт планировался в Москве, но в результате группа поехала в Польшу. Шоу прошло на ура. Даже слишком бурно. Недооценка силы рок-н-ролла в результате привела к мини-бунту в Варшаве.

Тем не менее 4 июня 1975 года в СССР на свет появляется официальный мини-сборник с песнями The Rolling Stones. Пластинка вокально-инструментального ансамбля «Роллинг Стоунз» содержала четыре песни: «Нарисуй это чёрным», «Рубиновый вторник», «Пока льются слёзы» и «Леди Джейн». Стоила она 60 копеек.

Фото: vk.com/history_porn
Фото: vk.com/history_porn
— На этой пластинке из серии выпусков, подготовленных по материалам молодежной музыкальной радиопередачи «На всех широтах», представлен один из популярных вокально-инструментальных ансамблей Великобритании — «Роллинг Стоунз»… На этой пластинке — четыре популярные песни из репертуара ансамбля 1965—1967 годов, — говорится на обложке винила.

Существует также популярная версия, что The Rolling Stones стали первыми рок-н-рольщиками, которые получили гонорар за выпуск сборника в Советском Союзе. Подтверждения этому, к сожалению, 78.ru найти не удалось. Монополист на рынке грамзаписи СССР — студия «Мелодия» — присоединится ко Всемирной конвенции об авторском праве только в 1973 году ( и то частично). То есть компании не требовалось выплачивать иностранным авторам гонорар за выпуск записей, вышедших за рубежом до этого года.

Отметим, что первый полноценный альбом квинтета (точнее уже давно квартета) «Катящиеся камни» «Мелодия» выпустит только в 80-е годы.

Больше интересных новостей читайте в нашем канале на «Яндекс.Дзен».