Прямой эфир

Амбициозные планы. Эксперты оценили перспективы строительства частного метро в Петербурге

Светлана Коваленко
12 марта 2019, 18:06
«Старт Девелопмент» подтвердила заинтересованность в строительстве на условиях концессии новых станций метро в направлении города-спутника «Южный». Эксперты рассказали, где за границей и в России пытались реализовать такие планы и что из этого вышло.
Фото: globallookpress.com/ Arne Dedert

О том, что компания УК «Старт Девелопмент» Захара Смушкина заинтересована в заключении концессионного соглашения с городом по строительству 8 новых станций метро, в том числе в аэропорту «Пулково» и конечной остановкой в городе-спутнике «Южном», стало известно накануне, 11 марта. Тогда в городских СМИ сообщалось о планах девелопера вложить в развитие подземки в южном направлении 160 млрд рублей. Дело в том, что в рамках города-спутника «Южный» УК «Старт Девелопмент» на территории 2,2 га намерен возвести 9 млн «квадратов» недвижимости, в том числе, свыше – 4 млн кв. метров жилья. Здесь же должен разместиться кампус-кластер ИТМО. Очевидно, что в дальнейшем встанет вопрос с транспортной доступностью новых объектов.

Без конкретики

Во вторник, 12 марта, в компании официально подтвердили информацию об интересе к участию девелопера в возведении метро. Однако от комментариев по объему инвестиций и конкретных деталей проекта отказались.

— Мы действительно заинтересованы в сотрудничестве с городом по данному направлению. Но говорить о том, сколько денег планируется вложить, по какой схеме планируется вести строительство, и когда будет принято окончательное решение, пока рано, —подчеркнули в УК «Старт Девелопмент».
Фото: globallookpress.com/ Komsomolskaya Pravda
Фото: globallookpress.com/ Komsomolskaya Pravda

В настоящее время в отраслевой схеме развития городского метрополитена до 2035 года обозначена возможность продления Кировско-Выборгской линии от «Проспекта Ветеранов» до «Пулково». Однако ветка намечена лишь пунктиром. Дело в том, что при составлении документа власти Петербурга никак не могли определиться: тянуть ли в «Пулково» метро или аэроэкспресс. Накануне действующий губернатор Северной столицы Александр Беглов усомнился в целесообразности аэроэкспресса, если не тянуть это ветку для новостроек южного направления. При этом в отраслевой схеме развития метрополитена о возможности строительства новой станции метро в городе-спутнике «Южном» вообще ничего не говорится.

Беспрецедентный проект

Опрошенные 78. ru эксперты заявленные УК «Старт Девелопмент» планы называют беспрецедентными для России и заграницы.

Как отмечает представитель Ассоциации транспортных инженеров Владимир Валдин, в частности, речь идет о рекордной сумме планируемых вложений. «В Будапеште, например, трамвайные линии к одному из магазинов IKEA проложены за счет компании, но это совсем не сравнимые объекты», - поясняет он и добавляет, что в настоящее время возведение 1 км подземки обходится в 10 млрд рублей, а еще необходимы затраты на предварительные работы, выкуп участков, приобретение подвижного состава и т.д.

Фото: globallookpress.com/ Stefan Kiefer
Фото: globallookpress.com/ Stefan Kiefer

По словам эксперта транспортного развития территорий института "Урбаника" Илья Резникова, о полноценных проектах частного метро в России ничего неизвестно. В Москве был реализован проект софинансирования возведения отдельной станции, на линии, построенной городом. Отметим, речь идет о станции «Мякинино», которую за 600 млн рублей компания Crocus Group попросила разместить на территории своего торгово-развлекательного комплекса.

—Подобные проекты частного метро существовали разве что в первой половине 20-го века на Западе, например, в Нью-Йорке или Берлине. Но в результате такие линии впоследствии были выкуплены городами, а некоторые технические сложности остались там до сих пор, так как разные ветки были построены с применением несовместимых нормативов (а изначально не имели между собой даже пересадок). Например, они хотят строить отдельную ветку или продолжать первую линию? Если проект и вправду будет реализоваться на условиях того, что девелопер предоставляет некий «кредит» городу, а город его потом выплачивается долгие годы – то это представляется хотя бы понятным, пусть и спорным. В принципе я поддерживаю необходимость появления метро в "Пулково", однако зачем оно в город-спутнике "Южном", мне неясно. Там имеется действующая железнодорожная линия, которую вполне можно задействовать, — пояснил эксперт.
Фото: globallookpress.com/ Ingo Schulz
Фото: globallookpress.com/ Ingo Schulz

Вынашивали годами

Отметим, что планы по строительству так называемого частного метро в Смольном вынашивали с нулевых годов. Но дальше разговоров дело не зашло. К идее развития подземки на частные деньги чиновники Смольного неожиданно вернулись в марте прошлого года на MIPIM-2018. И тогда впервые прозвучала идея привлечения инвесторов к строительству станции для продолжения Кировско-Калининской линии в «Пулково», но год назад инвесторов не нашлось.

В 2016 году исполнительный директор МФК «Лахта Центра» Александр Бобков заявил о возможности строительства первой станции частного метра для решения транспортной доступности комплекса. Он даже упоминал о встрече с некими заинтересованными китайскими компаниями. Но дальше разговоров дело так и не пошло. В 2018 году была сдана в эксплуатацию станция метро «Беговая». От нее можно дойти пешком до МФК за 20 минут, а на машине удастся добраться за 5 минут. Так что данная частная станция метро вряд ли появится.

Также стоит отметить, что плану по началу возведения города-спутника «Южный» УК «Старт Девелопмент» не раз сдвигала. Например, девелопер обещал выйти на стройплощадку еще в 2016 году, но так пока этого и не сделал. А о самой компании слышно лишь в связи с планами по возведению кампуса ИТМО. Так что не исключено, что планы еще могут и не воплотиться в жизнь.