О том, что проект строительства аэроэкспресса от Витебского вокзала до Пулково является слишком дорогим для казны Петербурга, стало известно по итогам встречи на днях действующего губернатора Александра Беглова с депутатами Законодательного Собрания. На этом же мероприятии стало известно об официальной договоренности властей города с Setl City о сокращении объемов жилой застройки в рамках проекта комплексного освоения территорий на Пулковских высотах.
Как сообщили городские СМИ со ссылкой на парламентария Алексея Ковалева, градоначальник посчитал первостепенной задачей развитие транспортного сообщения с районами жилой застройки. Впрочем, действующий губернатор не исключил, что аэропорт «Пулково» может стать транзитной точкой в маршруте. Всего же прокладка ветки до Пулково для города ранее оценивалась в 10 млрд рублей. Потому пока Александр Беглов пообещал, что до хаба будет запущено больше шатллов.
О масштабном пересмотре инвестиционных проектов, доставшихся градоначальнику в наследство от экс-губернатора Георгия Полтавченко, было заявлено во второй половине этого года. Тогда в списке претендентов на отказ «аэроэкспресс» шел первым номером. Дело в том, что протянуть ветку до Пулково пытаются не одно десятилетие, а стоимость и начальная точка отправления менялись уже не раз. Последний раз объем вложений оценивали в 18,8 млрд рублей (10 млрд из казны), а создать ветку обещали к 2020 году.
В рамках первого международного транспортного форума прошлой осенью бывший вице-губернатор Игорь Албин призвал еще раз проанализировать финансовую модель проекта. Он сравнивал стоимость создания ветки со строительством метро в Пулково и предлагал увеличить количество маршрутов общественного транспорта в аэропорт. В начале этого года комитет по инвестициям Смольного уже успел сообщить о решении властей Северной столицы отказаться от проведения конкурса на заключение концессионного соглашения по аэроэкспрессу и провести всесторонний аудит по проекту. Чуть позже вице-губернатор Эдуард Батанов признался, что Смольный не прощается полностью с проектом, но реализовать его в существующем виде невозможно.
По словам эксперта транспортного развития территорий института «Урбаника» Ильи Резника, для того, чтобы реализовать проект аэроэкспресса с нетупиковым вариантом в аэропорту, под ним надо будет строить подземную станцию.
– Здесь вопрос упирается в другие деньги, чем назывались раньше. Однако на уровне идей такое наземное метро, существующее во многих европейских городах, выглядит весьма привлекательным, — уверен он.
Эксперты недвижимости к планам продления ветки аэроэкспресса в новостройки относятся скептически.
Директор департамента жилой недвижимости Colliers International Елизавета Конвей считает, что улучшение транспортного сообщения с районами жилой застройки и организация ветки для аэроэкспресса – два проекта, решающих разные задачи. «Для жителей комплексов комфорт-класса, которые строятся сейчас рядом с аэропортом ( ЖК «Неоклассика», ЖК «Образцовый квартал») трансфер на аэроэкспрессе до центра Петербурга может показаться не самым дешевым вариантом», - отмечает она. Директор направления девелопмента Becar Asset Management Екатерина Тейдер отмечает, что в направлении Пулково и за ним речь идет об обширных территориях, предполагающих комплексное освоение, и с точки зрения такой застройки ряд компаний находится на стадии подробной проработки проектов. «Если мы говорим именно про экспресс до аэропорта, реализация этого проекта откладывалась уже много раз именно из-за нехватки бюджета. Динамика же пассажиропотока, направленного в еще строящиеся жилые районы, отличается от пассажиропотока в аэропорт и обратно, поэтому вряд ли идея с транспортным сообщением новых районов с городом через аэропорт посредством экспресса актуальна», - полагает эксперт.
Стоит отменить, что при Александре Беглове еще до официального анонса о масштабной ревизии уже были пересмотрены и другие крупные инвестпроекты. Так, после массовых протестов городских активистов город отказался от строительства апарт-отеля KORABLI на Смоленке от компании «Мастер Девелопмент». В настоящее время застройщик ждет от Смольного предоставления новых пятен.
На встрече накануне, где обсуждалась судьба аэроэкспресса в Пулково, стало известно об официальной договоренности компании Setl City и городу по сокращение объемов застройки в 5 раз по проекту комплексного освоения территории «Планетоград» под Пулковской обсерваторией. Теперь девелопер сможет возвести лишь 330 тысяч «квадратов» вместо планируемых ранее 1,6 млн. кв.м. Против этого проекта также не раз выступали градозащитники.
— Легитимность проекта «Планетоград» никогда не вызывала у нас сомнений, это было подтверждено и многочисленными судами, и официальной позицией РАН. Но не учитывать общественное мнение, сложившееся вокруг проекта, нельзя. Формальный подход недостаточен для социально ответственной компании. Наш холдинг был создан в этом городе и работает в нем уже 25 лет, мнение петербуржцев - важнейший фактор нашего развития. Поэтому мы анонсировали возможность корректировки проекта. Тем более что, Александр Беглов, понимая ситуацию, обратился к нам с рекомендацией об уменьшении объемов строительства. Таким образом, мы решили, что проект не будет таким масштабным, как планировалось изначально, – пояснили в пресс-службе застройщика.
Пока подвис вопрос со строительством скоростных трамваев в Славянку и Петергоф. Не известна, но не по вине городского правительства, и судьба Восточного скоростного диаметра, который должен был связать восточные районы с югом, а также вывезти транзитные потоки из центра. Дело в том, что министр транспорта РФ Евгений Дитрих намекнул, что федеральный центр вряд ли даст денег Петербургу на этот проект, как было в случае ЗСД. По последним оценкам, на возведение ВСД требовалось около 183 млрд рублей.