В Петербурге произошло беспрецедентное событие. По крайней мере в глазах его инициатора. Главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов лично приехал в Северную столицу, чтобы заступиться за своего журналиста Сергея Кагермазова и дал «первую пресс-конференцию с 2001 года». 18 лет назад в разгаре был конфликт вокруг старого НТВ. На этот раз поводом послужил очередной отказ Кагермазову в аккредитации в Законодательное собрание на фоне личных споров со спикером Вячеславом Макаровым. Венедиктов увидел в этом инциденте атаку на журналистские свободы и бескомпромиссно бросился спасать судьбу отечественных СМИ.
Главред «Эха» рассказал, как видит предысторию инцидента. На время болезни аккредитованного корреспондента редакция решила отправить в ЗакС Кагермазова, но ему отказали в аккредитации, сославшись на нехватку мест. Как только основной корреспондент выздоровел, СМИ снова получило возможность работать в стенах Мариинского дворца. Но осадочек остался.
— Это означает, что в этой истории есть личный конфликт между журналистом и представителем власти. Представитель ЗакСа сам решает, кого из журналистов можно допускать, кого нельзя. Это прерогатива в соответствии с законом о СМИ лежит на главном редакторе издания. Поэтому это дело принципиально и важно для всех журналистов. Завтра какой-нибудь другой орган решит, что мы не того журналиста послали. Дайте нам другого, не хотим брюнеток — хотим блондинок, — возмутился Венедиктов.
Настроен он крайне решительно. Радиостанция обратилась в прокуратуру с требованием возбудить уголовное дело по статье 144 УК РФ («Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста»). По данным главреда «Эха», прокуратура передала материалы дела в СК по Петербургу, который и должен вынести окончательное решение. Сам Венедиктов, по его словам, настроен не кровожадно и хочет «всего лишь» добиться извинений и выдачи заветной аккредитации. Но до тех пор намерен требовать возбуждения уголовного дела в отношении сотрудников Управления информации. Он не прочь наказать и Макарова, но того, понятное дело, защищает депутатская неприкосновенность.
В данном вопросе корреспондента поддержал не только Союз журналистов Санкт-Петербурга, но и Совет при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. Там решили лично обратиться к Вячеславу Макарову с просьбой вернуть аккредитацию Кагермазову. В совете пришли к выводу о том, что нехватка мест, согласно действующему законодательству, не может служить основанием для отказа в аккредитации или поводом для её лишения.
Данная история уходит корнями в 2017 год. Тогда Кагермазов работал ещё в другом издании — «Мой район». Он писал о Макарове критические материалы и задавал ему крайне нелицеприятные вопросы. После одного из них полковник в отставке вспылил.
— Депутат Андрей Васильев заявил, что ему стыдно за маленькую зарплату, а вам стыдно за маленькую зарплату? — поинтересовался журналист.
В ответ Макаров вспомнил об одной из его публикаций. Там говорилось о покупке ЗакСом часов, которые, по данным издания, спикер дарил курсантам.
— Вы не знаете, как в армии вручают ценные подарки? Вы никогда не служили в армии? — закричал Макаров.
И тут же обратился к пресс-секретарю Елене Тимошенко с просьбой напомнить обратиться к военному комиссару, чтобы журналиста забрали в вооруженные силы и показали, как в армии вручаются часы. Так и завертелась эта круговерть.
После этого Кагермазову вручали повестки прямо у стен ЗакСа, против него попытались возбудить уголовное дело и увозили из Мариинского дворца в СК. Кагермазов назвался пацифистом и попросил направить его на альтернативную гражданскую службу. Но, по данным Макарова, после этого все равно «как заяц» бегал по заграницам, терпеливо дожидаясь 27 лет. С этого возраста призвать его уже нельзя.
— Разве это по-мужски? — спросил Макаров у журналистов, поинтересовавшихся причинами очередного недопуска коллеги в стены городского парламента.
В общем, попытка наказать Кагермазова за уклонение от воинской службы провалилась. Пристыдить его также не получилось. И теперь журналист и его начальник пытаются наказать ЗакС.
Почему Макаров проигрывает эту маленькую «войну» и несёт лишь имиджевые издержки? Ответ очевиден. Его оппонент, каким бы он ни был «уклонистом», действует строго в правовом поле.
Вячеслав Макаров, как спикер парламента, мог бы воспользоваться поводом и инициировать ужесточение законодательства по вопросам об уклонении от воинской службы. Скажем, ввести жёсткие санкции для людей, которые искусно бегают от повесток до 27 лет и таким нехитрым способом избегают службы в армии. Или обратиться в суд с иском о защите чести и достоинства по поводу публикаций, которые считает клеветническими. Вместо этого политик принял тактику «сам дурак» и как подросток троллит оппонента, грозя, что с ним теперь не будут дружить девочки.