История
13:2826 февраля 2019

Надежда Крупская: неудавшаяся гувернантка, создатель пионеров и новой системы образования

Ровно 150 лет назад, 26 февраля 1869 года, в Петербурге родилась Надежда Крупская. Её имя прочно связано с воспоминаниями о вожде пролетариата — но Крупская была не только супругой Ленина. Ей принадлежит множество инициатив в области просвещения.
Фото: globallookpress.com

Гимназистка и курсистка

Соратница, секретарь, а позже и жена Владимира Ильича Ленина, марксистка и революционерка, Надежда Крупская родилась в дворянской семье — у царского офицера и гувернантки. В детстве девочка удивляла тягой к знаниям, умом и прилежностью.

Наденька училась в частной женской гимназии княгини Оболенской, которую окончила с золотой медалью. Выпустившись, Крупская пошла на Бестужевские курсы — первые и лучшие высшие женские курсы в Петербурге. Училась девушка хорошо, и если бы не её пытливый ум, который хотел гораздо большего, в будущем её могла ожидать карьера отличной гувернантки. Но свободолюбивой натуре Крупской требовалось от жизни совсем другое.

Уже через год Надежда бросила Бестужевские курсы. Вместо этого она погрузилась в изучение трудов Маркса, а также вступила в марксистский кружок. Когда Наде исполнилось 25 лет, она познакомилась с «Ильичом» — именно так называла соратница Ленина, а на тот момент ещё Владимира Ульянова, в своих записках супруга.

Фото: globallookpress.com
Фото: globallookpress.com

Надежду Константиновну можно считать, пожалуй, самой значимой фигурой в формировании советского образования и всех детских и юношеских организаций. Правда, не все её шаги могут показаться сегодня верными. И, тем не менее, именно она создала самую мощную детскую организацию СССР — пионеров.

Идеология демократического образования

Педагогическую работу Крупская начала ещё в молодости: в 22 года она стала преподавать в вечерней школе на Шлиссельбургском тракте — окраине Петербурга. А в 1899 году она написала книгу «Женщина-работница», в которой не только говорила об ужасных условиях, в которых живут и работают российские женщины, но и поднимала вопросы воспитания и обучения детей рабочих.

Уже в XX веке Крупская вплотную занялась изучением педагогической литературы и анализом главных педагогических проблем в стране. Она критиковала «буржуазную сущность» школ царской эпохи — и разрабатывала основы нового, демократического образования.

#

Книга Н.К. Крупской «Женщина страны советов – равноправный гражданин»/Фото: музей-заповедник «Шушенское»

#

Книга Н.К. Крупской «Женщина страны советов – равноправный гражданин»/Фото: музей-заповедник «Шушенское»

После революции 1917 года Надежда Константиновна занялась, в первую очередь, организацией образования в Выборгском районе Петрограда. Она становится одним из важнейших участников всех первых советских образовательных организаций: от Комитета просвещения до Главполитпросвета. Крупская руководила множеством педагогических журналов и сама написала просто огромное количество статей и глубоких исследований об образовании.

Политехническая школа

Именно Надежда Крупская разработала систему политехнического обучения в школах. «Политехнизм», о котором немало писала Надежда Константиновна, должен был помочь всем школьникам разобраться в основах техники, изучить последние научные достижения, а также понять, какие естественные силы лежат в основе всех природных явлений.

Но изучать основы научных и технических достижений детям, по мнению Крупской, надлежало не только в теории. Исключительно важное значение, по мнению заместителя наркома просвещения Надежды Крупской, имела практика. А практика подразумевалась, в первую очередь, трудовая.

Фото: музей-заповедник «Шушенское»
Фото: музей-заповедник «Шушенское»

Грубо говоря, Крупская была уверена: каждого советского ребёнка необходимо со школьных лет знакомить со всеми видами народного хозяйства. Таким образом, человек, становясь взрослым, должен понимать устройство всей экономики страны с самых первых ступеней.

Крупская против оценок и наказаний

Интересный факт: супруга Ильича выступала против оценок в школах. Надежда Константиновна была уверена, что оценки разъединяют учеников, расслаивают школьное общество на успевающих и отстающих. А это, по её мнению, было исключительным злом. Крупская была уверена: дети должны всё делать вместе и привыкать быть частью коллектива.

Надежда Константиновна была также резко против телесных наказаний. В одной из своих статей как вопиющий случай «буржуазных пережитков» она приводила пример некой школы, в которой действовала «целая система наказаний». За наиболее нехорошие проступки школьников даже били — а такого, резко заявляла Крупская, быть в демократической школе не должно категорически.

Фото: globallookpress.com
Фото: globallookpress.com

Критика её распространялась не только на средние общеобразовательные учреждения. Надежда Константиновна занималась и дошкольным образованием. В своё время она жила во Франции и Германии, и в своих статьях резко критиковала французские и немецкие системы в детсадах.

Особенно доставалось системе Монтессори, которую Крупская не любила. Она была уверена, что эта система разъединяет детей, практически «с горшка» приучая их действовать в одиночку. В советских же школах было необходимо сближать детей самыми разными коллективными действиями: от хорового пения и совместного прослушивания рассказов до всеобщего участия в праздниках.

И здесь Надежда Константиновна жирно подчёркивала: все детали не только школьного, но и дошкольного образования остаются в памяти человека навсегда. И продолжают влиять на его поведение и действия из подсознания.

Пионеры — активные и самостоятельные члены нового общества

В 1922 году в Советской России появилось главное детище Крупской — пионерская организация. Основные схемы работы с детьми, как ни странно, были заимствованы у скаутского движения.

Крупская среди пионеров/ Фото: dic.academic.ru
Крупская среди пионеров/ Фото: dic.academic.ru

Первое детское движение в России появилось по инициативе Николая II в 1908 году. Российские скауты должны были помогать ближнему — что, в свою очередь, должно было способствовать их патриотическому и моральному воспитанию.

Но «буржуазному скаутскому движению» в обновлённой постреволюционной России не было места. В 1919 году все скаутские организации были распущены. На «скаутском пепелище» при комсомольских ячейках «на местах» было приказано создавать детские группы. И хоть пионеры, как и скауты, частенько ходили в походы с палатками, суть этой организации оказалась всё же иная.

Крупская была уверена: школьник обязательно должен быть пионером. При этом, она сама заявляла, что в пионерской организации должно быть «меньше барабанного боя, больше дела». Пионеры должны были обладать исключительно активной жизненной позицией и живым интересом к проблемам общества.

Фото: globallookpress.com
Фото: globallookpress.com

Пожалуй, один из самых значимых постулатов пионерской организации заключался в том, что пионеры должны быть самостоятельны. Самоуправление, умение без помощи взрослых разобраться со всеми детско-подростковыми «общественными вопросами» и найти верное решение помогало вырастить самостоятельных людей, не теряющихся во «взрослой жизни».

Впрочем, и «подростковую романтику» в пионерском движении Крупская не обошла стороной. Надежда Константиновна слишком хорошо знала детскую психологию — и понимала, что без элементов игры здесь никак.

Против Макаренко и сказочной «мути»

Помимо детского образования и воспитания, Крупская внесла свой вклад в библиотечное и музейное дело страны. С её подачи было открыто немало самых разных музеев, к примеру, музей Лермонтова в Пензенской области.

Конечно, фигура её была далеко не однозначна. Так, Крупская жёстко критиковала Макаренко — крупнейшего советского теоретика образования. Труды Макаренко во многом не устарели до сих пор, однако в конце 1920-х, после выпадов в его сторону Крупской, он потерял место руководителя детской трудовой Колонии имени Горького.

Крупская на военном параде/ Фото: globallookpress.com
Крупская на военном параде/ Фото: globallookpress.com

Кроме того, Надежда Константиновна очень не любила Корнея Чуковского. Его произведения она называла «мутью» и была уверена, что они плохо влияют на умы советских детей. Эта позиция также оказала серьёзное влияние на судьбу поэта: после критики Крупской в 1929 году Чуковский опубликовал письмо, в котором отрёкся от сказок и пообещал изменить направление творчества. Следующую свою сказку он написал только через 13 лет.

Но вот о пионерском движении, существовавшем почти 70 лет, многие бывшие пионеры до сих пор вспоминают с трепетом и любовью.

ОбразованиеДети ШколыИстория
Новости партнеров