Прямой эфир

Беден? Докажи! Расходы малоимущих проверят

Александр Лобановский
19 февраля 2019, 11:57
Социальную поддержку в России сделают более справедливой. Доказательством бедности будут служить не только официальные доходы, но и расходы человека. В Петербурге лишиться соцподдержки могут около 100 тыс. человек.
Фото: globallookpress.com/Sergey Kovalev

Премьер-министр России Дмитрий Медведев на прошлой неделе анонсировал реформу системы социальной поддержки в России. Он призвал разобраться в том, кто действительно в ней нуждается.

— У нас свыше 19 млн человек, чей доход ниже прожиточного минимума. Сегодня такими людьми занимаются органы социальной защиты. Решения о выплатах и пособиях принимаются на основе сухих цифр и в общем достаточно стандартного набора данных. Это обезличенная картина, а нам надо составить более подробный социальный портрет бедности в нашей стране, — сказал глава правительства.

Для этого необходимо анализировать не только доходы, но и расходы людей, пояснил Дмитрий Медведев.

— Тогда у нас не будет ситуации, когда семья с детьми, которая еле сводит концы с концами, при этом ещё и заботится о пожилых родственниках, не имеет права на пособие только потому, что, допустим, на какой-нибудь рубль этот доход превысил прожиточный минимум. Или наоборот: люди вполне обеспеченные, но которые не работают официально (таких у нас тоже достаточно), ежемесячно получают деньги ещё и от государства, — сказал он.
Фото: пресс-служба Кремля
Фото: пресс-служба Кремля

По словам премьер-министра технические возможности для такого анализа существуют.

— Недавно я был в Федеральной налоговой службе. Коллеги демонстрировали продукты, которые позволяют очень глубоко проникнуть и понять, как живёт каждый конкретный человек: его имущественный статус и некоторые другие вопросы, — отметил Дмитрий Медведев.

Тема, которую подняло российское правительство, актуальна для Петербурга, заявил 78.ru председатель Комитета по труду и социальной политике Петербурга Александр Ржаненков. По его словам, городские власти не раз поднимали её на федеральном уровне.

Сейчас в Петербурге за чертой бедности находятся примерно 13% жителей, рассказал Александр Ржаненков. Все они получают доплаты до прожиточного минимума (около 11 тыс. рублей). При этом в городе есть ещё целый ряд мер социальной поддержки для многодетных семей, пенсионеров, инвалидов и т.д. Их получателей гораздо больше.

— Меры социальной поддержки получают более 2 млн горожан, — говорит Александр Ржаненков. — Из этого числа процентов наверное пять могут быть те люди, которые в этом не нуждаются. При этом, могут нуждаться в дополнительных мерах поддержки по отношении к сегодняшнему уровню процентов 10.

Глава комитета привел несколько примеров людей, которым отказывают в поддержке по формальным причинам.

— Недавно приходила на приём женщина. Она получает пенсию условно 13 тыс. рублей. У неё неработающий ребенок-инвалид, который получает 3 — 5 тыс. При этом у неё коммунальные платежи, приобретение лекарственных препаратов и много всего другого. Но ей в силу действующего законодательства отказывают в поддержке, потому что у неё уровень доходов чуть выше прожиточного минимума, — рассказал Александр Ржаненков.
Фото: pxhere.com
Фото: pxhere.com

Есть и другая распространенная ситуация.

— Например, мужчина бросил семью с ребёнком. Алименты не платит. Прописан в квартире. Коммунальные платежи тоже не платит, а на семью эти начисления идут. И меры поддержки мать с ребёнком не может получить, потому что муж не представляет справку о своих доходах. И таких случаев немало, — привел ещё один пример глава комитета.

Контроль за расходами в наше время действительно не представляет сложностей, так как всё большее распространение получают электронные платежи, говорит профессор Высшей школы экономики в Петербурге Андрей Заостровцев. В то же время, по его мнению, более эффективно изучать ситуацию с реальным положением той или иной семьи «на местах».

— Чтобы решать эти проблемы, желательна большая децентрализация, чтобы эти решения принимались на уровне муниципалитетов, а у муниципалитетов были бы финансы. Сейчас у них денег нет, полномочий нет. Хотя они ближе к «земле», к жизни, — считает Андрей Заостровцев.