Министерство транспорта РФ опубликовало для публичного обсуждения проект закона, ужесточающий ответственность за остановку транспортного средства на автомагистрали. Сейчас за это предусмотрен штраф в размере 1000 рублей. Минтранс предлагает увеличить его до 3000 рублей. Предложения и замечания принимаются до 4 марта.
— Анализ дорожно-транспортных происшествий за истекший период 2018 года показал, что последствия ДТП, связанных с наездом на стоящее на обочине и других запрещённых местах транспортное средство, всегда носят тяжёлый характер, — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Минтранс приводит статистику государственной компании «Автодор», которая управляет платными дорогами (все они являются автомагистралями). В 2018 году на них погибли 388 человек, из которых 59 человек стали жертвами наезда на стоящие транспортные средства.
— Во всех случаях ДТП остановка и стоянка транспортных средств была запрещена, ДТП произошли в тёмное время суток, — отмечают в Минтрансе.
Для Петербурга эта проблема более чем актуальна. В черте города расположены две автодороги, имеющие статус автомагистралей: КАД и ЗСД. И там, и там остановившиеся машины регулярно попадают в ДТП.
Так, 13 февраля на 114-м км КАД грузовик MAN врезался в стоящий автомобиль Hyundai, а тот в свою очередь отбросил в металлическое ограждение Renault. В результате ДТП 27-летний водитель Hyundai от полученных травм скончался, а 36-летняя пассажирка получила травмы и была госпитализирована.
В декабре две «Газели» врезались в стоящий на 46-м километре внешнего кольца КАД МАЗ. В результате ДТП водитель одной «Газели» погиб на месте, второй был госпитализирован в удовлетворительном состоянии.
Несколькими днями ранее на 50 километре КАД автомобиль ВАЗ врезался в припаркованный на обочине грузовик Scania с полуприцепом. Водитель легковой машины скончался до прибытия скорой помощи.
— Большинство таких остановок — это поломки. Но есть и желающие сбегать в туалет. Есть желающие сфотографироваться — когда ЗСД запускался, много было автомобилей стоящих. У нас люди не приучены к скоростному движению, — перечисляет председатель автоклуба «А2» Денис Шубин.
По его мнению, ответственность за остановку на скоростных трассах можно было бы увеличить ещё сильнее.
— Я бы, помимо штрафа, применял бы ещё принудительную эвакуацию. Это европейская практика. Там и штраф куда больше — 300 евро, — говорит Денис Шубин.
У нас же многие водители считают, что, если они, остановившись, включат аварийную сигнализацию, то смогут избежать штрафа за остановку в неположенном месте. Но это не так, указывает автоэксперт Дмитрий Попов.
— Правила дорожного движения при вынужденной остановке предполагают совокупный порядок действий: включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. Если сигнализация включена, а знак не выставлен, то в этом случае водителя можно так же штрафовать, как будто и сигнализации нету, и увозить машину эвакуатором, — разъясняет Дмитрий Попов.
В ГИБДД Петербурга и Ленобласти подтверждают — «аварийка» применяется только при вынужденной остановке, если водитель не может ехать дальше.
— Если транспортное средство действительно не может передвигаться, то никто не будет привлекать водителя к административной ответственности. Во всех остальных случаях водитель будет привлекаться на общих основаниях за нарушение правил остановки и стоянки транспортных средств, — пояснили в ГИБДД.
Кстати, несколько лет назад бывший глава ГАИ сенатор Владимир Фёдоров предлагал ввести ответственность за нарушение порядка использования аварийной световой сигнализации.
Добавим, что скоростная трасса является источником повышенной опасности и для тех, кто остановился и вышел из машины в полном соответствии с ПДД. Поэтому нелишним будет предпринять дополнительные меры безопасности.
— В случае ДТП на ЗСД или Кольцевой ни в коем случае не оставляйте машину в левом или центральном ряду, съезжайте вправо. И не сидите в машине, не ждите. Перелезьте через отбойник. Пусть вы замёрзнете и испачкаетесь, но будете живы, — советует Денис Шубин.