Снежная зима в Петербурге привела к серии трагических случаев. Наиболее резонансным стала гибель 23-летнего студента, на которого упала глыба льда с крыши здания Химико-фармацевтической академии. Наледь падает на людей и их машины. Кроме того, прохожие нередко получают травмы, падая на льду. По словам председателя петербургского отделения Союза пешеходов России, депутата Законодательного собрания Петербурга Алексей Цивилева, с начала зимы пострадали сотни петербуржцев, а число помятых машин приближается к сотне.
С виновными в некачественной уборке разбираются правоохранительные и контролирующие органы. Но что делать пострадавшим? Добиваться компенсации за ущерб здоровью и имуществу, говорят эксперты.
Итак, вы упали на льду и получили травму. Здесь есть два варианта — вас увозят на скорой или вы добираетесь до травмпункта сами. Во втором случае стоит засвидетельствовать происшествие, говорит Алексей Цивилев, который сам в 2001 году получил тройной перелом, поскользнувшись на проспекте Блюхера.
— Самое главное — доказать, что это произошло именно в этом месте. Фотографии, свидетели, если есть. Но когда ломаешь ногу, я помню, что мне было не до чего другого, боль довольно ощутимая. Но добрые люди есть, можно записать их данные, они потом могут свидетельствовать, что вы упали именно в этом месте, — рассказывает он.
По словам депутата, важно, чтобы в медицинских документах было зафиксировано, что травма произошла именно в результате падения. Кроме того, необходимо собрать доказательства понесенного ущерба – чеки за лекарства, такси (если добирались до травмпункта на нем), листок нетрудоспособности и т.д.
Затем необходимо выяснить, кто отвечает за уборку данной территории, продолжает Алексей Цивилев. Для этого он советует обратиться в районную администрацию.
— У них есть все карты уборки, и они скажут, кому вы предъявляете иск, — объясняет депутат.
Но, прежде чем идти в суд, он советует попытаться урегулировать ситуацию в досудебном порядке, обратившись к ответственной организации. Если та откажет в выплате или предложит меньшую сумму, чем вы рассчитывали — идите в суд.
Если от падения наледи пострадал автомобиль — алгоритм действий схожий. Первым делом необходимо зафиксировать факт повреждения машины.
— Нужно максимально с разных ракурсов сфотографировать сложившуюся ситуацию. Идеально, если попадет адрес в фотографию. Нужно оформить данное событие — вызвать участкового. Если вызвать не получится, прибыть к нему, показать фотографии и убедить оформить событие, — рассказывает председатель Комитета по автострахованию Союза страховщиков Санкт-Петербурга Александр Баклушин.
Если машина пострадала на проезжей части дороги, правоохранители советуют звонить в службу 112. Там на место происшествия пришлют наряд полиции или экипаж ГИБДД. И тот и другой оформят необходимые документы.
Затем, опять же, через районную администрацию, нужно выяснить, кто отвечает за уборку здания, с которого прилетела сосулька, и обратиться за возмещением ущерба. По словам Алексея Цивилева, шансы выиграть суд у пострадавших очень высоки.
— Когда идут при штормах и ураганах падения деревьев на машины, даже если машина стоит на газоне, все равно суды всегда встают на сторону людей и полностью возмещают, — приводит пример депутат.
Возможно, коммунальщики попытаются сослаться на предупреждение об опасности схода наледи или планируемой уборке. Обычно такие предупреждения они расклеивают на стенах домов.
— Они не имеют под собой никакой законной почвы. Есть определенные знаки, которые запрещают или разрешают парковку — вот ими и надо руководствоваться, — заявляет председатель Всероссийского общества автомобилистов Валерий Солдунов.
Многие водители считают, что ущерб от падения сосулек можно возместить по ОСАГО. Это распространенное заблуждение.
— Важно напомнить нашим автовладельцам, что ОСАГО — это страхование ответственности водителя. И когда у автовладельца есть полис ОСАГО, а на крышу автомобиля упала сосулька, то это, к сожалению, не связанные истории, — говорит Александр Баклушин.
Зато от таких происшествий защищает КАСКО. По нему в большинстве случаев страховая компания оплатит ремонт автомобиля. Правда, КАСКО — не дешевый вид страхования. Однако Александр Баклушин уверяет, что ситуация меняется.
— По КАСКО ежегодно происходит снижение среднего тарифа на 15 – 20% благодаря снижению аварийности, более четкой работе системы ОСАГО и т.д. На сегодняшний день КАСКО стало значительно дешевле. Отдельные автомобили, страховка по которым года три - четыре назад стоила порядка 100 тыс., на сегодняшний день - порядка 50 тыс., — уверяет Александр Баклушин.
Но есть еще один минус. Страховщики редко страхуют машины старше восьми лет, а уж десятилетние застраховать практически нереально.
— Старше 10 лет страховщики по КАСКО принимать на страхование автомобили не любят, потому что, когда этот автомобиль получает даже незначительные повреждения, он приезжает на станцию и вылезает слишком много спорных историй, — объясняет Александр Баклушин.
Застраховаться могут и пешеходы. Очень многие компании страхуют от несчастного случая. Причем, срок действия такого полиса может составлять, например, месяц, в течение которого вы боитесь пострадать от падения на льду. Стоимость полиса будет напрямую зависеть от предельного размера выплаты в случае наступления страхового случая. По словам Александра Баклушина, как правило, это 0,2 — 0,5% от суммы выплаты.