Житель Москвы Владимир 1 февраля оказался в двух местах одновременно: за рулём собственной машины и на водительском кресле Mercedes каршеринговой компании «Яндекс. Драйв», несущегося со скоростью 150 км/ч. Mercedes был арендован на имя Владимира без его ведома, за что с его карты списались 500 рублей. Видимо, это не все финансовые потери автомобилиста — за превышение скорости ему могут прийти штрафы.
Похожие истории происходят и в Петербурге. Так, летом прошлого года полиция остановила на КАД два каршеринговых Hyundai Solaris, за рулём которых находились подростки, купившие чужие аккаунты.
По запросу «купить аккаунт каршеринга» интернет-поисковики выдают вал ссылок. Средняя цена — около 1000 рублей. Чужие данные, позволяющие создать фейковый аккаунт, добываются, в том числе, с помощью фишинга (выманивание персональных данных в интернете), говорят эксперты.
В интернете — настоящий бум фишинга, следует из опубликованного накануне исследования «Лаборатории Касперского». По сравнению с прошлым годом число попыток переходов по фишинговым ссылкам увеличилось более чем в два раза — с 2 млн в прошлом году до 4,3 млн в нынешнем. В российском сегменте интернета зафиксирован рост фишинга в полтора раза — до 476 тыс. попыток переходов.
Фишинговые схемы существуют уже много лет и, казалось бы, общеизвестны. Пользователь получает предложение перейти по ссылке, чтобы приобрести товар со скидкой, зарегистрироваться на интересном сайте и т. п. Нередко фишинговые сайты копируют известные бренды. Затем пользователю предлагают ввести различные персональные данные, в том числе, например, информацию о банковской карте. Вся эта информация становится в итоге добычей злоумышленников. Так что фальшивый аккаунт в каршеринге, созданный на ваше имя — это ещё не самое страшное. Можно вообще лишиться всех средств на карте или в электронном кошельке. Или, например, выяснить, что на ваше имя взят огромный кредит в банке.
Популярность фишинга росла и раньше, но нынешний всплеск связан с тем, что мошенники постоянно анализируют различные схемы, говорит генеральный директор Telecom Daily Денис Кусков.
— В этом году люди, которые занимаются подобными вещами, выбрали этот вариант как основной. Потому что существует на самом деле масса вариантов, как людей развести, — объясняет он.
Например, ещё совсем недавно пользователям соцсетей массово приходили сообщения от их друзей, якобы оказавшихся с трудной ситуации, срочно перевести им некую сумму денег. Потом выяснялось, что аккаунт друга, отправившего сообщение, взломан. Ещё раньше такие же сообщения активно рассылались по СМС. Но сейчас злоумышленники, видимо решили, что наиболее эффективен «старый добрый фишинг».
Всплеск активности фишеров традиционно приходится на череду февральских-мартовских праздников: 14 февраля, 23 февраля, 8 марта. Люди ищут в интернете подарки для своих близких и натыкаются на «специальные предложения».
— Злоумышленники всегда эксплуатируют наиболее горячими темами в своих интересах — будь то крупное спортивное событие, экономический кризис или популярный праздник. Им нужен лишь предлог, чтобы зацепиться за эмоции людей. Именно поэтому мы видим определённый рост фишинговой активности в предпраздничные периоды, — говорит старший контент-аналитик «Лаборатории Касперского» Андрей Костин.
Так, например, накануне Дня всех влюбленных фишеры чаще всего предлагают приобрести цветы, виагру или зарегистрироваться на сайте знакомств. Эксперты напоминают: не поддавайтесь на крайне щедрые предложения и проверяйте источники информации. Настораживать должны любые предложения действовать немедленно и «не упустить свой шанс». Мошенники своего шанса точно не упустят.