В 2018 году в Петербурге были зафиксированы 4302 кражи и угона автомобилей, сообщили 78.ru в региональном ГИБДД. Это на 15,7% меньше, чем в 2017-м. Машины стали меньше угонять по всей стране — общее снижение составило 19,1%.
Рейтинг самых популярных марок среди петербургских угонщиков выглядит так: ВАЗ всех моделей, Hyundai Solaris, Ford Focus, KIA Rio, KIA Sportage, Nissan Almera, KIA Ceed, Toyota Camry.
Чаще всего машину угоняют там, где можно быстро уехать на КАД, отмечают в ГИБДД. Районы-лидеры по угонам: Невский, Калининский, Выборгский, Приморский, Красногвардейский, Московский. 75% угонов совершается вечером и ночью. 90% — из неохраняемых мест.
Глава организации автомобилистов «Свобода выбора» в Петербурге и Ленобласти Александр Холодов считает, что угонов стало меньше в результате ликвидации нескольких петербургских банд автоугонщиков. Например, в августе прошлого года полицейские задержали шестерых участников преступной группы, которая как раз специализировалась на KIA Rio и Hyundai Solaris.
Глава регионального отделения Всероссийского общества автомобилистов Валерий Солдунов полагает, что на запчасти с краденых машин просто снизился спрос.
— Сегодня парк автомобилей помолодел. И спрос на обслуживание у дилера или автосервиса с хорошей репутацией больше, чем у «чёрных ремонтников», — говорит он.
Александр Холодов обращает внимание на то, что рейтинг самых угоняемых машин сильно изменился за последние годы.
— Раньше рейтинг был абсолютно другой. 10 лет назад наверху были BMW X5, Audi, Toyota Land Cruiser и другие дорогие машины, — отмечает он.
Однако возможности по легализации таких авто сейчас сильно снизились. У ГИБДД появилась единая база регистраций и легализовать машину в других регионах уже проблематично, она моментально «пробивается» по базе. И теперь машины угоняют главным образом для разборки на запчасти.
— В Петербурге за последние две недели из одного района города угнали две «Волги», — приводит пример региональный представитель Федерации автовладельцев России Дмитрий Можегов.
Он уверен, что, кроме как на запчасти, такие машины угонять не имеет смысла.
— На востоке нашей страны снимают наружные кузовные элементы — двери, капот, — приводит ещё один пример Дмитрий Можегов.
Покупатели недорогих массовых машин зачастую не имеют возможности ставить на них хорошие противоугонные системы или регулярно пользоваться услугами платных автостоянок. Значит ли это, что они беззащитны перед угонщиками? Отнюдь.
Александр Холодов советует автовладельцам, во-первых, не пользоваться самыми распространёнными противоугонками — с ними преступники давно научились справляться. Если и ставить — то новые модели, к которым «ключи» пока не найдены. Во-вторых, не пренебрегать физическими средствами защиты — различными блокираторами руля, коробки передач и т.п.
— С одной стороны, их все снимают — есть и гидравлические ножницы, и болгарки. Но это время, а угонщикам лишнее время возиться с машиной не хочется. При прочих равных, если стоят рядом два «Соляриса», возьмут тот, с которым возиться меньше, — объясняет Александр Холодов.
Наконец, есть смысл подумать о нестандартных способах защиты, к которым угонщик может оказаться не готов. Самый известный, «дедовский» метод — снимать с машины аккумулятор на ночь. Или какую-то ещё важную деталь.
— Один мой знакомый вытаскивал реле зажигания. Понятно, что оно стоит 100 рублей и продаётся в ближайшем магазине, но в кармане угонщика-то его нету, — приводит пример Александр Холодов.
Дмитрий Можегов советует не оставлять машину на парковках торговых центров — это излюбленные места автоугонщиков. Валерий Солдунов уверен, что лучший способ защититься от угона — это застраховать свой автомобиль.