Экономика
14:055 февраля 2019

Свалки — на свалку! Вынесут ли финны петербургский мусор?

Финские компании, пытающиеся пробиться на петербургский рынок обращения с бытовыми отходами, обещают городу 100-процентное избавление от мусора. В презентациях звучит страшное для экологов слово «сжигание», но финны призывают не бояться.
Фото: globallookpress.com/ Jim West

Реформа мусорной отрасли в России привлекает бизнес, и не только отечественный. Это не удивительно, ведь власти провозгласили курс на полную переработку отходов вместо их складирования на свалках, а также дали понять, что готовы повышать тарифы. То есть будет работа и будут деньги.

Представители двух десятков компаний из Суоми в понедельник собрались в консульстве Финляндии в Петербурге рассказать о своих технологиях и о том, как устроена мусорная отрасль в их стране. Финнам есть чем гордиться: в 2017 году они отправили на свалки всего 1% своего мусора. 58% было переработано в энергию, а остальное — во вторсырье. Причем прогресс был достигнут совсем недавно, еще в 2003 году на захоронение шло порядка 40% отходов, как и в среднем по Европе. Для сравнения, в России на свалки отвозят 96% мусора. В Петербурге, по официальным данным, чуть поменьше — 85%. При этом поставлена задача довести к 2022 году долю переработки отходов в городе до 38%.

Во всей Финляндии, сравнимой по численности населения с Петербургом, работают девять мусороперерабатывающих заводов. Еще один введут в ближайшие годы. И на каждом из них применяется сжигание мусора – то, что в России активисты преподносят, как экологическое бедствие.

— Когда мы говорим о мусоросжигании, подразумевается, то, что мы в топку подаем абсолютно все — и батарейку, и лампочку, и хлоросодержащие материалы, и металлы, и все прочее. Это одно решение. Но проблемой этого решения является именно то, что остается порядка 30 — 35% токсичных шлаков. И очистка дымовых газов является достаточно проблематичной — делать можно, но это стоит очень больших денег. И КПД таких котельных, которые сжигают мусор, как правило, очень низок, — рассказывает директор региональных рынков компании SET Йоуни Суомалайнен.
Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

В Финляндии сжиганию предшествует тщательная сортировка мусора, начинающаяся с раздельного сбора. Само сжигание производится по технологии кипящего слоя, минимизирующей вредные последствия. По ней же, например, сжигают осадок три завода «Петербургского водоканала».

В Петербурге с раздельным сбором мусора пока сложно. Но финны готовы помочь и в этом. Они предлагают мусоросортировочные комплексы, способные отделить полезные фракции (металл, стекло и пластик, идущие на вторсырье) от органики, которую превращают в топливо.

— Мы стараемся сортировать абсолютно все, — говорит представитель компании Valmet Кари Купиайнен.

Но вопрос, конечно, в цене. В Петербурге несколько инвестиционных проектов строительства мусороперерабатывающих заводов развалились на том, что Смольный не рискнул повышать тариф на вывоз мусора для населения, а без этого экономика не сходилась.

— «Билет» на такую станцию сортировки мусора в Швеции стоит 70 евро за тонну мусора, — приводит пример директор по продажам и развитию бизнеса SET Ростислав Баскаков. — У нас тариф примерно такой же, но только это за все — за сбор, транспортировку, сортировку, размещение. Поэтому вполне возможно, тарифа и не хватит. Но у нас получается производство утильной фракции, которая может быть продана (вторсырья — ред.), и биотоплива.

Под биотопливом понимают прежде всего так называемое SRF-топливо, образующееся в результате сжигания отходов в кипящем слое. Его используют, например, цементные заводы. Однако рынок сбыта этого топлива в Росси пока невелик.

— Такого топлива образуется намного больше, чем потребность цементных заводов. Соответственно, нужно смотреть правде в глаза и констатировать факт, что мы должны производить или электроэнергию или теплоэнергию из этого топлива, — говорит Йоуни Суомалайнен.

Сами финны платят за вывоз мусора порядка 6 евро с человека. Петербуржцы – раза в три меньше. Правда, петербургские чиновники чуть было не ввели новые тарифы в этом году, по которым отдельные жители могли приблизиться к европейским нормам. Вполне возможно, что в следующем году это все-таки произойдет.

Без раздельного сбора мусора все-таки не обойтись, считают другие эксперты из той же Финляндии. Жители Суоми выносят мусор не в три контейнера, как на самых продвинутых площадках Петербурга, а в шесть, а то и восемь. По одному на каждый вид домашних отходов. Глава компании Specta, перерабатывающей пластиковые бутылки, в том числе и в России, Эрик Хелин главной проблемой своего бизнеса называет загрязненность сырья. Пластик, выброшенный вместе с другим мусором, содержит множество примесей, которые приходится отделять.

— Если потребитель сам отсортирует отходы, то расходов у регионального оператора по обращению с отходами или у нас будет меньше, — объясняет он.
Фото: globallookpress.com
Фото: globallookpress.com

Соответственно, бизнес становится более привлекательным, а сборы с населения, по крайней мере теоретически — меньше. В том, что без раздельного сбора не будет эффективной переработки, уверены и в «Гринписе».

— Оптические сортировки в России пропускают ПВХ (наиболее токсичный вид пластика — ред.). И невозможно извлечь пластик, особенно когда это смешано с органикой. Батарейки и опасные отходы — это миф, что можно извлечь. Как можно градусник ртутьсодержащий достать на этом потоке? Без раздельного сбора это ничего не работает, — уверен координатор проекта Гринпис России «Ноль отходов» Дмитрий Нестеров.
ЭкологияФинляндияБизнесЖКХ
Новости партнеров