Прямой эфир

«Я была потрясена: люди стояли спиной к Джоконде, делая селфи». Зачем музеям флешмобы?

Елена Кобзева
18 января 2019, 18:18
На днях петербургские музеи вежливо обменялись петухами. Фотографии произведений искусства с птицей они опубликовали в Инстаграме – в рамках «птичьего» флешмоба. Вспомним самые яркие музейные флешмобы в Петербурге и узнаем у искусствоведа: зачем?
Фото: globallookpress.com/ Bernard Jaubert

Музейные мемы: от уточки до «сына маминой подруги»

Эрмитаж принял вызов британского The MERL – Музея английской сельской жизни, и опубликовал на своей странице в Инстаграме несколько ярких фотографий с петухами. Правда, не живыми: все предъявленные главным музеем Петербурга птицы являются произведениями искусства, которые можно увидеть собственно в Эрмитаже.

Флешмоб, к которому уже присоединились несколько музеев Северной столицы, стартовал на странице The MERL с чёрно-белой фотографии маленькой уточки. Уточка должна была взять на слабо главный музей Великобритании и вдохновить его выложить своих «уточек» в ответ. И это у неё получилось.

Фото: twitter.com/TheMERL
Фото: twitter.com/TheMERL

После этого «утиный флешмоб» покатился по миру, немного видоизменяясь на ходу. Так и докатился он до нас, преобразившись в «петушиный». И это далеко не самый громкий и яркий интернет-флешмоб в насыщенной жизни наших музеев.

В августе прошлого года по всему миру прокатилась акция #MusMeme, в рамках которой музеи публиковали в своих аккаунтах мемы с произведениями искусства – как правило, из собственных запасников. Впрочем, посты с хэштегом #MusMeme с удовольствием выкладывали и библиотеки, и художественные школы – словом, все, кто имеет отношение к культуре.

Первым в Петербурге пост с подписью #MusMeme выложил Центральный выставочный зал «Манеж». Позже присоединились и простые любители искусства и мемов из сети. Но самыми удачными всё-таки были признаны мемы Пушкинского музея (Москва). Сложные поиски Пушкина на его территории, статуя Давида как олицетворение «сына маминой подруги» и сочный драконий «Кусь» оказались, действительно, хороши.

Дозволенное селфи сквозь века

Уже несколько лет во всём мире 16 января проводится День музейного селфи. В этот день пользователи наводняют Инстаграм и Твиттер кадрами собственного культурного отдыха в выставочных залах, подписывая их хэштегом #MuseumSelfie. В России эта традиция дополняется его русскоязычной версией – #МузейноеСелфи.

Фото: instagram.com/nationalmuseuminwroclaw
Фото: instagram.com/nationalmuseuminwroclaw

В этот день, помимо стандартных «себяшек» на фоне произведений искусства, предметов старины и других экспонатов, люди любят делать псевдоселфи музейных персонажей. И вот уже вся ваша лента забита античными красотками, снимающими себя на «Айфоны», полководцами, позирующими перед камерой смартфона, и так далее, по нарастающей – в зависимости от фантазии автора.

Фото: instagram.com/margosha_se
Фото: instagram.com/margosha_se

Кто-то позирует рядом с портретами-«двойниками», кто-то делает коллажи, попадаются и настоящие произведения искусства – наряду с селфи на фоне лосиных рогов. Музеи это движение только поддерживают (в большинстве своём). Если, конечно, любители красивых кадров не переходят границы дозволенного.

Множественные видения Сальвадора Дали в Петербурге

Случаются в Петербурге и локальные «музейные флешмобы», весьма достойные внимания ввиду своей яркости. Среди них можно вспомнить акции Музея Фаберже, организованные в честь выставок Фриды Кало и Сальвадора Дали.

В феврале 2016 года в Музее Фаберже открылась выставка, посвящённая художнице Фриде Кало – 35 работ самой Фриды, включая живопись, рисунки и литографию, были дополнены кадрами из её жизни и национальными мексиканскими костюмами.

Весной организаторы выставки решили всколыхнуть интерес к экспозиции – и объявили флешмоб. Правила оказались просты: каждый, кто отважится явиться в музей в образе самой Кало, мог пройти бесплатно.

#

Фото: fabergemuseum.ru

#

Фото: fabergemuseum.ru

#

Фото: fabergemuseum.ru

Петербурженки откликнулись на предложение с огромной радостью. Дамы рисовали монобровь, одевались в яркие цветастые платья, украшали причёски искусственными цветами и не жалели помады. Некоторые явились целыми семьями, и посетители могли увидеть разом несколько инкарнаций Фриды разного возраста. Всего 16 апреля в музей пришли 228 «Фрид». Акция удалась – и очень запомнилась петербуржцам.

Через год удачный опыт решили повторить, но уже на материале другого великого творца. 1 апреля 2017 года в Музее Фаберже открылась выставка «Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик». В четь этого события 29 апреля в музее организовали флешмоб «Много Дали».

Любой желающий мог прийти в образе испанского художника (каком именно – можно было решить самому) и пройти благодаря смелости на выставку без очереди и оплаты. Самым интересным косплеерам даже обещали призы и бесплатные экскурсии, а в сети «акционные» селфи так и отмечали – #многодали.

Флешмоб вышел весьма удачным и в этот раз. Правда, как выяснилось, такие затеи больше по душе девушкам: «Дали» в женском исполнении было значительно больше, чем в мужском.

#

Фото: официальное сообщество Музея Фаберже в vk.com

#

Фото: официальное сообщество Музея Фаберже в vk.com

Конечно, в основном участники акции клеили эпатажные усы с цветочками (случалось, что не только себе, но и маленьким детям, и всей семье). Надевали стильные шарфы, вешали на шеи развязанные бабочки… Но многие решили интерпретировать акцию по-своему – и пришли в образе работ великого художника, с багетом на голове или гранатом в руках.

Модильяни в домашних условиях

Ещё один весьма интересный флешмоб организовала в 2017 году Третьяковская галерея. Музей предложил устроить косплей по мотивам выставки «Некто 1917» и повторить на фото сюжеты картин столетней давности. Выкладывать свои работы предлагалось под хэштегом #некто1917.

Пожалуй, самым популярным и хитовым оказался косплей на «Купание красного коня» Петрова-Водкина. Автор обошёлся без коня и водоёма, выполнив свой шедевр в помещении, с использованием одеяла, резиновой маски лошади и друга в красных штанах.

Кроме того, у многих пользовался успехом «Автопортрет» Бориса Григорьева – его пародировали рекордное количество раз. «Косплеили» и многие другие шедевры: «Беллу с белым воротником» Марка Шагала, «Беженку» Александра Древина, «Пару (Жиган и проститутка)» того же Бориса Григорьева и так далее.

Фото: facebook.com/evgenia.kostina.31
Фото: facebook.com/evgenia.kostina.31

Успешный опыт Третьяковки решил повторить и неугомонный Музей Фаберже. Год назад, в декабре 2017 музеем был организован конкурс «Ожившие картины», в рамках которого петербуржцам также предложили «скосплеить» шедевры Кислинга, Модильяни, Сутина и других художников, которые были представлены на выставке «Модильяни, Сутин и другие легенды Монпарнаса».

Петербуржцы взялись за дело с огромным рвением, и некоторые работы оказались поистине потрясающими – к примеру, работа с гримом Дарьи Русаковой по одному из произведений Модильяни. Были и нестандартные решения: к примеру, почему бы не переодеться в котика с картины, если можешь?

Фото: официальное сообщество Музея Фаберже в vk.com
Фото: официальное сообщество Музея Фаберже в vk.com

В музей – за искусством или за селфи?

Для чего же все эти акции, флешмобы и конкурсы? Небольшим музеям, конечно, необходим пиар. Но так ли это нужно Эрмитажу или Третьяковке? Екатерина Андреева, искусствовед и ведущий научный сотрудник отдела новейших течений Русского музея, отмечает:

– Конечно, нужно привлекать аудиторию. Но есть ещё такой момент, когда эффективность воспринимается как количество лайков, посетителей и так далее – то есть по массовым признакам, которые легко посчитать, а не по каким-то другим более глубоким и сложным критериям.

Звучит довольно пугающе, но искусствовед не думает, что стоит из-за этого переживать:

– Жалеть об этом или нет – не знаю. Я не жалею, потому что, в конце концов, чем больше народа узнает о существовании Эрмитажа и Русского музея – тем лучше.

При этом, Екатерина Андреева не считает флешмобы в соцсетях и селфи-акции «исключительно молодёжной темой». «Всякие старички и старушки, освоившие технику», тоже с удовольствием позируют на фоне великих полотен и древних скульптур, ничуть не уступая в этом искусстве своим внукам, отмечает научный сотрудник Русского музея.

Фото: globallookpress.com/ Andrey Arkusha
Фото: globallookpress.com/ Andrey Arkusha

Другое дело, что интерес к «селфи с картиной» порой перевешивает реальный интерес к произведениям искусства, к самой культуре. И вот это уже – очень тревожный звонок:

– С развитием техники люди начинают скорее чувствовать свою технику, чем произведения искусства. И, приходя в музей, они очень часто не собственно произведения смотрят, а именно фотографируют.

Екатерина Андреева поделилась случаем из собственной жизни, который однажды заставил её ужаснуться масштабам этой «эпидемии»:

– Я была потрясена несколько лет назад, впервые в жизни увидев толпу людей перед Джокондой в Лувре, где все люди в первых рядах, у картины, стояли к ней спиной, делая селфи. Я много раз видела эту картину в этом зале, но эта ситуация впервые передо мной раскрылась во всём своём ужасе.
Фото: globallookpress.com/ Stephan Goerlich
Фото: globallookpress.com/ Stephan Goerlich

Исчезающее «чувство оригинала»

Сегодня самые крупные музеи мира стараются не отставать от передовых технологий, постоянно внедряя какие-то высокотехнологичные «фишки». К примеру, дикую популярность приобрела в своё время система Microsoft Kinect, с помощью которой Кливлендский художественный музей предлагал своим посетителям найти произведения искусства, максимально похожие на них.

Программа фиксировала мимику и находила в базе полотна и скульптуры, максимально близкие к «оригиналу». Эта технология породила в сети флешмоб «двойников»: все принялись искать своё альтер-эго в произведениях искусства.

Но действительно ли такие вещи пробуждают интерес к искусству? Не получается ли так, что люди просто включаются в игру, оставаясь глухими к культуре, к которой и предлагалось изначально прикоснуться с помощью новых программ и технологий, акций, флешмобов и хэштегов?

Да, часто выходит именно так. Но в этом, на самом-то деле, нет ничего нового, отметила Екатерина Андреева:

– Надо сказать, что наше время тут не первое такое. Во второй половине XIX века, например, не особенно воспринимали различия между копиями и оригиналами, потому что копии были полноправными заместителями оригиналов. В принципе, как и сейчас, когда чувство оригинала постепенно выветривается, потому что всё можно отсканировать, скопировать, каким-то образом застраховать и так далее.
Фото: facebook.com/kartaistori
Фото: facebook.com/kartaistori

Именно поэтому, считает искусствовед, у музеев есть сверхзадача:

– Как можно прекраснее рассказывать об искусстве и всегда фиксировать внимание на том, что в нашей жизни (и не только в искусстве) очень много всего неповторимого, уникального и удивительного.

Как отметила Екатерина Андреева, мы приходим в музей, чтобы удивляться и восхищаться – чем-то таким, что способно выдернуть нас из обыденности и показать всю красоту окружающего мира.

– А вот потом уже можно фотографироваться, – отмечает наш эксперт.

Сотрудница Русского музея уверена: для того, чтобы понимать искусство, не нужно специальное образование.

– Потребность в искусстве – это потребность не очень многих людей. Тем не менее, эта потребность не зависит ни от образовательного уровня, с моей точки зрения, ни от возраста. Она может проснуться в самом обычном сердце, не натренированном. Поэтому в данном смысле хорошо, что информация распространяется – это, по-моему, благо.