Эрмитаж принял вызов британского The MERL – Музея английской сельской жизни, и опубликовал на своей странице в Инстаграме несколько ярких фотографий с петухами. Правда, не живыми: все предъявленные главным музеем Петербурга птицы являются произведениями искусства, которые можно увидеть собственно в Эрмитаже.
Флешмоб, к которому уже присоединились несколько музеев Северной столицы, стартовал на странице The MERL с чёрно-белой фотографии маленькой уточки. Уточка должна была взять на слабо главный музей Великобритании и вдохновить его выложить своих «уточек» в ответ. И это у неё получилось.
После этого «утиный флешмоб» покатился по миру, немного видоизменяясь на ходу. Так и докатился он до нас, преобразившись в «петушиный». И это далеко не самый громкий и яркий интернет-флешмоб в насыщенной жизни наших музеев.
В августе прошлого года по всему миру прокатилась акция #MusMeme, в рамках которой музеи публиковали в своих аккаунтах мемы с произведениями искусства – как правило, из собственных запасников. Впрочем, посты с хэштегом #MusMeme с удовольствием выкладывали и библиотеки, и художественные школы – словом, все, кто имеет отношение к культуре.
Первым в Петербурге пост с подписью #MusMeme выложил Центральный выставочный зал «Манеж». Позже присоединились и простые любители искусства и мемов из сети. Но самыми удачными всё-таки были признаны мемы Пушкинского музея (Москва). Сложные поиски Пушкина на его территории, статуя Давида как олицетворение «сына маминой подруги» и сочный драконий «Кусь» оказались, действительно, хороши.
Уже несколько лет во всём мире 16 января проводится День музейного селфи. В этот день пользователи наводняют Инстаграм и Твиттер кадрами собственного культурного отдыха в выставочных залах, подписывая их хэштегом #MuseumSelfie. В России эта традиция дополняется его русскоязычной версией – #МузейноеСелфи.
В этот день, помимо стандартных «себяшек» на фоне произведений искусства, предметов старины и других экспонатов, люди любят делать псевдоселфи музейных персонажей. И вот уже вся ваша лента забита античными красотками, снимающими себя на «Айфоны», полководцами, позирующими перед камерой смартфона, и так далее, по нарастающей – в зависимости от фантазии автора.
Кто-то позирует рядом с портретами-«двойниками», кто-то делает коллажи, попадаются и настоящие произведения искусства – наряду с селфи на фоне лосиных рогов. Музеи это движение только поддерживают (в большинстве своём). Если, конечно, любители красивых кадров не переходят границы дозволенного.
Случаются в Петербурге и локальные «музейные флешмобы», весьма достойные внимания ввиду своей яркости. Среди них можно вспомнить акции Музея Фаберже, организованные в честь выставок Фриды Кало и Сальвадора Дали.
В феврале 2016 года в Музее Фаберже открылась выставка, посвящённая художнице Фриде Кало – 35 работ самой Фриды, включая живопись, рисунки и литографию, были дополнены кадрами из её жизни и национальными мексиканскими костюмами.
Весной организаторы выставки решили всколыхнуть интерес к экспозиции – и объявили флешмоб. Правила оказались просты: каждый, кто отважится явиться в музей в образе самой Кало, мог пройти бесплатно.
Петербурженки откликнулись на предложение с огромной радостью. Дамы рисовали монобровь, одевались в яркие цветастые платья, украшали причёски искусственными цветами и не жалели помады. Некоторые явились целыми семьями, и посетители могли увидеть разом несколько инкарнаций Фриды разного возраста. Всего 16 апреля в музей пришли 228 «Фрид». Акция удалась – и очень запомнилась петербуржцам.
Через год удачный опыт решили повторить, но уже на материале другого великого творца. 1 апреля 2017 года в Музее Фаберже открылась выставка «Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик». В четь этого события 29 апреля в музее организовали флешмоб «Много Дали».
Любой желающий мог прийти в образе испанского художника (каком именно – можно было решить самому) и пройти благодаря смелости на выставку без очереди и оплаты. Самым интересным косплеерам даже обещали призы и бесплатные экскурсии, а в сети «акционные» селфи так и отмечали – #многодали.
Флешмоб вышел весьма удачным и в этот раз. Правда, как выяснилось, такие затеи больше по душе девушкам: «Дали» в женском исполнении было значительно больше, чем в мужском.
Конечно, в основном участники акции клеили эпатажные усы с цветочками (случалось, что не только себе, но и маленьким детям, и всей семье). Надевали стильные шарфы, вешали на шеи развязанные бабочки… Но многие решили интерпретировать акцию по-своему – и пришли в образе работ великого художника, с багетом на голове или гранатом в руках.
Ещё один весьма интересный флешмоб организовала в 2017 году Третьяковская галерея. Музей предложил устроить косплей по мотивам выставки «Некто 1917» и повторить на фото сюжеты картин столетней давности. Выкладывать свои работы предлагалось под хэштегом #некто1917.
Пожалуй, самым популярным и хитовым оказался косплей на «Купание красного коня» Петрова-Водкина. Автор обошёлся без коня и водоёма, выполнив свой шедевр в помещении, с использованием одеяла, резиновой маски лошади и друга в красных штанах.
Кроме того, у многих пользовался успехом «Автопортрет» Бориса Григорьева – его пародировали рекордное количество раз. «Косплеили» и многие другие шедевры: «Беллу с белым воротником» Марка Шагала, «Беженку» Александра Древина, «Пару (Жиган и проститутка)» того же Бориса Григорьева и так далее.
Успешный опыт Третьяковки решил повторить и неугомонный Музей Фаберже. Год назад, в декабре 2017 музеем был организован конкурс «Ожившие картины», в рамках которого петербуржцам также предложили «скосплеить» шедевры Кислинга, Модильяни, Сутина и других художников, которые были представлены на выставке «Модильяни, Сутин и другие легенды Монпарнаса».
Петербуржцы взялись за дело с огромным рвением, и некоторые работы оказались поистине потрясающими – к примеру, работа с гримом Дарьи Русаковой по одному из произведений Модильяни. Были и нестандартные решения: к примеру, почему бы не переодеться в котика с картины, если можешь?
Для чего же все эти акции, флешмобы и конкурсы? Небольшим музеям, конечно, необходим пиар. Но так ли это нужно Эрмитажу или Третьяковке? Екатерина Андреева, искусствовед и ведущий научный сотрудник отдела новейших течений Русского музея, отмечает:
– Конечно, нужно привлекать аудиторию. Но есть ещё такой момент, когда эффективность воспринимается как количество лайков, посетителей и так далее – то есть по массовым признакам, которые легко посчитать, а не по каким-то другим более глубоким и сложным критериям.
Звучит довольно пугающе, но искусствовед не думает, что стоит из-за этого переживать:
– Жалеть об этом или нет – не знаю. Я не жалею, потому что, в конце концов, чем больше народа узнает о существовании Эрмитажа и Русского музея – тем лучше.
При этом, Екатерина Андреева не считает флешмобы в соцсетях и селфи-акции «исключительно молодёжной темой». «Всякие старички и старушки, освоившие технику», тоже с удовольствием позируют на фоне великих полотен и древних скульптур, ничуть не уступая в этом искусстве своим внукам, отмечает научный сотрудник Русского музея.
Другое дело, что интерес к «селфи с картиной» порой перевешивает реальный интерес к произведениям искусства, к самой культуре. И вот это уже – очень тревожный звонок:
– С развитием техники люди начинают скорее чувствовать свою технику, чем произведения искусства. И, приходя в музей, они очень часто не собственно произведения смотрят, а именно фотографируют.
Екатерина Андреева поделилась случаем из собственной жизни, который однажды заставил её ужаснуться масштабам этой «эпидемии»:
– Я была потрясена несколько лет назад, впервые в жизни увидев толпу людей перед Джокондой в Лувре, где все люди в первых рядах, у картины, стояли к ней спиной, делая селфи. Я много раз видела эту картину в этом зале, но эта ситуация впервые передо мной раскрылась во всём своём ужасе.
Сегодня самые крупные музеи мира стараются не отставать от передовых технологий, постоянно внедряя какие-то высокотехнологичные «фишки». К примеру, дикую популярность приобрела в своё время система Microsoft Kinect, с помощью которой Кливлендский художественный музей предлагал своим посетителям найти произведения искусства, максимально похожие на них.
Программа фиксировала мимику и находила в базе полотна и скульптуры, максимально близкие к «оригиналу». Эта технология породила в сети флешмоб «двойников»: все принялись искать своё альтер-эго в произведениях искусства.
Но действительно ли такие вещи пробуждают интерес к искусству? Не получается ли так, что люди просто включаются в игру, оставаясь глухими к культуре, к которой и предлагалось изначально прикоснуться с помощью новых программ и технологий, акций, флешмобов и хэштегов?
Да, часто выходит именно так. Но в этом, на самом-то деле, нет ничего нового, отметила Екатерина Андреева:
– Надо сказать, что наше время тут не первое такое. Во второй половине XIX века, например, не особенно воспринимали различия между копиями и оригиналами, потому что копии были полноправными заместителями оригиналов. В принципе, как и сейчас, когда чувство оригинала постепенно выветривается, потому что всё можно отсканировать, скопировать, каким-то образом застраховать и так далее.
Именно поэтому, считает искусствовед, у музеев есть сверхзадача:
– Как можно прекраснее рассказывать об искусстве и всегда фиксировать внимание на том, что в нашей жизни (и не только в искусстве) очень много всего неповторимого, уникального и удивительного.
Как отметила Екатерина Андреева, мы приходим в музей, чтобы удивляться и восхищаться – чем-то таким, что способно выдернуть нас из обыденности и показать всю красоту окружающего мира.
– А вот потом уже можно фотографироваться, – отмечает наш эксперт.
Сотрудница Русского музея уверена: для того, чтобы понимать искусство, не нужно специальное образование.
– Потребность в искусстве – это потребность не очень многих людей. Тем не менее, эта потребность не зависит ни от образовательного уровня, с моей точки зрения, ни от возраста. Она может проснуться в самом обычном сердце, не натренированном. Поэтому в данном смысле хорошо, что информация распространяется – это, по-моему, благо.